Урок 4: Социальные группы –

Что такое социальная группа

Все общество можно условно разделить на сотни и тысячи многообразных социальных групп, отличных друг от друга. В обществе нет таких людей, которые бы не входили в состав нескольких общественных групп.

Социальная группа это совокупность индивидов, связанных совместной деятельностью, объединенных интересами, возрастом, профессией, культурой, территорией проживания, религией и прочим. Их может объединять сразу несколько или всего один из перечисленных факторов.

Минимальная численность социальной группы – 2 человека (например, семья), максимальную численность статисты (люди, занимающиеся сбором статистической информации, подсчетом и сравнением разных данных об обществе) установить так и не смогли.

Члены группы могут быть знакомы друг с другом лично, или никогда не встречаться, они могут быть объединены в группу добровольно или под влиянием обстоятельств. Общественные группы, в которых люди не знают о существовании друг друга, не взаимодействуют лично – называют социальными общностями.

Примеры социальных общностей:

Важно! Члены социальных общностей реально не взаимодействуют друг с другом, они условно объединены общим признаком (возрастом, вероисповеданием, полом).

Люди, состоящие в социальных группах, регулярно взаимодействуют друг с другом. Примеры социальных групп:

  1. Школьный класс;
  2. Друзья;
  3. Баскетбольная команда;
  4. Семья;
  5. Рабочие хлебозавода;
  6. Члены театрального кружка;
  7. Хор.

Признаки социальной группы:

  1. Совместная деятельность. Люди взаимодействуют друг с другом по собственному желанию или вынуждаемые обстоятельствами;
  2. Общение;
  3. Внутренняя организация.Члены группы взаимодействуют по определенным правилам, каждому человеку отведена своя роль;
  4. Общая цель, задачи, интересы.

В целом, любых людей, объединенных общим признаком можно назвать социальной группой, поэтому подразделение на социальные общности и группы условное.

Для чего и когда создавались первые государства

Проживая независимо друг от друга, первобытные люди все же придерживались некоторых правил, подчинялись обычаям, принятым в данном племени. Со временем, власть в племени сосредоточилась в руках старейшин, племенных вождей. Они управляли жизнью племени, распределяли между соплеменниками добычу, награбленную у других племен, наказывали провинившихся.

В 4 тысячелетии до нашей эры возникло самое первое государство в мире – Междуречье. Свое название оно получило за расположение между долинами двух рек – Тигром и Евфратом. Его так же называли Месопотамия, Шумер, Двуречье. Жителями древнейшего государства являлась цивилизация шумеров, у них к моменту его возникновения уже была своя письменность, религия, культура.

Считается, что потребность в образовании государства у жителей Междуречья возникла из-за засушливого климата. Чтобы отстроить сложную оросительную систему необходимо было разграничение функций между людьми, организованное управление. Позднее возникли и другие знаменитые государства Древнего мира: Древний Египет, Вавилон, Рим, Греция и многие другие.

С чем связано образование первых государств, ученые спорят до сегодняшнего дня. Есть несколько общепризнанных версий:

  1. Появление частной собственности (имущества принадлежавшего не всему племени, а отдельным семьям) привело к формированию неравенства. Одни соплеменники становились богаче, другие беднее. Постепенно в руках богатых людей сосредоточилась власть и возникла потребность держать в повиновении остальных соплеменников. Для этого создавалось государство – организация общества, в которой представителей власти защищают воины, стражи, чиновники;
  2. С развитием военного дела у отдельных племен возникла потребность в объединении, сплочении, перед угрозой внешнего врага. Это привело их к необходимости создания системы управления, которая обеспечила бы безопасность всем участникам государственного устройства;
  3. С развитием племен у них возникали новые экономические и политические цели, достигнуть которых можно было, только объединившись между собой в союз. По прошествии времени племенной союз эволюционировал до состояния государства, свободные ранее члены союза стали полностью подконтрольны сформировавшейся системе власти.

Таковы основные причины возникновения государств, признанные историками. Отличить государство от племенного союза можно по признакам государства:

Первые государства Древнего мира были схожи между собой: являлись небольшими по размерам, с хорошо развитым земледелием и строгой иерархией общества.

Духовные ценности и культурное наследие

Культура вмещает в себя все материальные и духовные ценности созданные человеком. К материальным ценностям относят: сооружения, изобретения, технику, транспортные средства, жилые дома. Среди духовных ценностей выделяют: произведения искусства, ритуалы, сказки, литературные произведения, традиции, обряды.

Представим себе ситуацию, в которой общество существовало бы без культурной преемственности. В нем, появившись на свет, человек должен был бы снова изобретать первые орудия труда, создавать новую письменность, придумывать свою мораль и законы. В этом случае развитие человечества было бы невозможно, люди так и остались бы на уровне первобытно-общинного строя.

Насколько прогрессировал современный человек, можно понять, сравнив духовные ценности в древнем обществе и современном. Так на Киевской Руси жизнь человека оценивалась в денежных единицах-гривнах. За убийство свободного человека нужно было выплатить штраф князю, в размере 80 гривен.

Жизнь сельского работника оценивалась в 12, холопа – в 5 гривен. Так же был распространен обычай кровной мести: можно было убить отца за отца, сына за сына или любого другого кровного родственника за место своего, убитого членами этой семьи. На сегодняшний день общество придерживается принципов человечности, гуманности, чего не скажешь о прошлом.

Для сохранения мирового культурного наследия еще в 1945 году была создана международная организация ЮНЕСКО. Сегодня она обеспечивает сотрудничество более 200 государств, входящих в ее состав, в сфере образования, культуры и науки. ЮНЕСКО занимается:

  • Созданием охраняемых природных территорий, чтобы усилить взаимодействие человека с природой, сохранить природные заповедники;
  • Охраной всемирного культурного наследия (памятников архитектуры, исторических ценностей, важных археологических находок);
  • Охраной нематериального культурного наследия: языка, национальной музыки, ритуалов, устного народного творчества, ремесел;
  • Сохранением исторических документов, архивов.

Только объединив усилия, люди могут сохранить культурное наследие своей страны и всего мира.

Исторические формы социального неравенства

Главными видами социального неравенства, известными в истории были: деление общества на касты, сословия, классы.

В Древней Индии общество делилось на 4 основных касты, принадлежность к которым определялась с момента появления человека на свет.

  1. Высшей кастой считались брахманы (священники, жрецы), они могли отдавать распоряжения и приказы даже правителям;
  2. К касте кшатриев (воинов) принадлежали глава государства (император), военачальники, министры, рядовые солдаты;
  3. Вайшьи (торговцы) представляли зажиточный слой населения;
  4. Шудры (рабочие) составляли основную прослойку общества, они подчинялись распоряжениям брахманов, кшатриев, вайшьев.

К отдельной полностью бесправной касте относились неприкасаемые, они жили вдалеке от всего остального общества, выполняли самую грязную работу. Считалось, что даже прикосновение или нахождение рядом с неприкасаемым оскверняет представителей других каст.

Вплоть до 19 и начала 20 века, в большинстве стран Европы, России, некоторых государствах Азии общество делилось на сословия. Рассмотрим пример социального неравенства в России в первой половине 18 века.

Высшее положение в российском обществе занимало дворянство. Дворянам принадлежала земля, жившие и работавшие на ней крепостные крестьяне, они имели привилегии при зачислении на государственную службу. В руках дворян была сосредоточена политическая и экономическая власть.

Важно! Только потомственные дворяне передавали свою сословную принадлежность по наследству. Личные дворяне получали свой титул, находясь на службе при государстве, покинув которую они утрачивали свое привилегированное положение.

К привилегированным сословиям принадлежало так же белое духовенство – все священнослужители кроме монахов, живших отреченной жизнью вдали от человеческого общества. Священники передавали свой духовный сан от отца к сыну, дети священнослужителей обучались в специальных церковных учебных заведениях.

К полу привилегированным сословиям относились купечество, казачество. Основу городского населения составляли непривилегированные сословия: горожане, ремесленники, небольшая по численности интеллигенция. Но основную часть российского общества – более 80% составляли крестьяне.

Постепенно, к концу 19 началу 20 века сословия в России исчезли, общество стало делиться на классы. Классы отличались уровнем дохода и способом заработка на жизнь. Знатное происхождение, родословная утратили свое прежнее значение, теперь, главной ценностью передаваемой по наследству стали деньги, капиталы.

Как и когда социальное неравенство появилось в обществе

Социальное неравенство зародилось с появлением частной собственности, сдревнейших времен, когда в племенах появились первые вожди и старейшины. Они принимали все ответственные решения, руководили жизнью своего племени, чем завоевывали уважение соплеменников.

Отдельно выделялись по своему имущественному положению и жрецы, шаманы. С зарождением первых религиозных верований каждое племя отводило важную роль обрядам и ритуалам. Древние люди верили, что поклонение силам природы, идолам способно принести удачу в охоте, обильный дождь и богатый урожай, защитить от стихийных бедствий. Поэтому, они относили жрецам богатые подношения, старались всячески им угодить, умилостивить их.

Ярким примером социального неравенства в истории Древнего мира являются рабы. Племена, осуществлявшие военные набеги на своих соседей, захватывали не только их имущество, но и уводили людей в плен. Рабы существенно отличались по своему положению от свободных жителей племени: их можно было безнаказанно убить, наказать за малейшую провинность, обменять на какую-либо ценность, вещь.

Социальное неравенство развивалось с зарождением первых государств. С появлением государственности усложнилась структура общества. Рассмотрим социальное неравенство на примере Древнеегипетского царства.

  1. Главой государства являлся фараон, его приказы неукоснительно исполняли все жители царства;
  2. Вторыми по влиятельности в царстве были жрецы;
  3. Привилегированное положение было у правительства, разнообразных должностных лиц, дворян;
  4. Следующую ступеньку на социальной лестнице занимали солдаты;
  5. За ними следовали писцы (книжники);
  6. Результатами собственного труда жили ремесленники;
  7. Фермеры являлись низшим слоем свободного древнеегипетского общества;
  8. Бесправное положение было у рабов.

Похожие формы социальное неравенство принимало в остальных государствах Древнего мира.

Кто может быть лидером? (6 класс)

Чаще всего лидер принимает на себя руководство коллективом или же группой ребят. Человек в группе играет разные роли. Самым интересным является то, что каждая из ролей дает возможность человеку проявить себя с той или другой стороны.Истинного лидера выдвигает группа ребят — класс, секция, кружок. Он увлекает людей за собой, готов разделить с ними собственные успехи и достижения. И никогда настоящий лидер не станет противопоставлять себя окружающим во имя личного честолюбия.

Задание EO0221D

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (сочетание слов).
Школьный класс, семья, социальная группа, трудовой коллектив, члены садового товарищества.


Для того, чтобы верно ответить на этот вопрос, важно понимать понятие «социальная группа» и знать, какие существуют виды социальных групп.

Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие интересы или социальный признак, одинаковые ценности и нормы поведения.

Социальные группы можно условно разделить на официальные и неофициальные. К официальным относятся: трудовой коллектив, школьный класс, члены объединений и товариществ. К неофициальным можно отнести группу друзей. Семья – особая социальная группа, которая объединяет в себе признаки официальной и неофициальной.

Таким образом, обобщающим для приведенных выше понятий будет понятие «социальная группа».

Ответ: социальнаягруппа

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO092C52

Запишите слово, пропущенное в таблице.

АГЕНТ (ИНСТИТУТ) СОЦИАЛИЗАЦИИХАРАКТЕРИСТИКА
ГосударствоОдин из главных агентов вторичной социализации, способствующий формированию и развитию качеств человека как гражданина, субъекта политической жизни
Важнейший агент первичной социализации, в ходе которой ребёнок усваивает элементарные приёмы самообслуживания в быту, навыки общения
с окружающими

Для того, чтобы дать верный ответ, вспомните, какие существуют агенты социализации и в чем заключаются их особенности. Агенты социализации делятся на две группы:

Агенты первичной социализации, которые помогают ребенку усвоить первичные моральные нормы, приобрести элементарные навыки самообслуживания, общения, дают обыденные знания об окружающем мире. Важнейший агент первичной социализации – семья. Также к этой категории относятся близкие родственники, друзья, братья и сестры.

Агенты вторичной социализации выполняют, как правило одну или две функции, развивая в человеке конкретные качества (школа формирует представление человека о мире и коммуникативные навыки, государство способствует становлению качеств человека как гражданина и т.п.).

Таким образом, в таблице пропущено слово «семья».

Ответ: семья

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO2502s

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.


Вспомним определение социальной группы: объединение индивидов, которые определенным образом осуществляют взаимодействие между собой и связаны определенной системой отношений. Или: объективно существующая устойчивая совокупность индивидов, имеющая только ей присущие признаки.

В первом предложении мы можем написать о том, как классифицируются социальные группы.

  • Социальные группы могут классифицироваться в зависимости от их численности, характера взаимодействия их членов между собой, способа организации и регулирования взаимодействия, принадлежности к ним индивидов.
  • В зависимости от критерия классификации социальные группы могут быть большими и малыми, первичными и вторичными, формальными и неформальными, ингруппами и аутгруппами.

Во втором предложении можно, как вариант, подробнее рассказать о каких-либо двух типах социальных групп, например:

  • В первичной социальной группе взаимодействие членов отличается высокой эмоциональностью и имеет межличностный характер, а во вторичной взаимодействие носит формальный характер и подчинено достижению определенной общей цели.
  • Ингруппа – это такая группа, принадлежность себя к которой индивид ощущает и считает эту группу «своей», а аутгруппа – та группа, к которой индивид не принадлежит и считает ее для себя чужой.
  • В малой социальной группе немногочисленные члены хорошо знают друг друга и находятся в прямых взаимоотношениях, а к большим социальным группам могут относиться незнакомые люди, которые занимают одинаковое положение в структуре общества.

Также можно написать о том, что совокупность социальных групп образует социальную структуру общества, или о том, что в течении жизни человек принадлежит к большому числу социальных групп, среди которых – семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив друзей.

Ответ может выглядеть так:

Социальная группа — объединение индивидов, которые определенным образом осуществляют взаимодействие между собой и связаны определенной системой отношений. В зависимости от критерия классификации социальные группы могут быть большими и малыми, первичными и вторичными, формальными и неформальными, ингруппами и аутгруппами. Ингруппа – это такая группа, принадлежность себя к которой индивид ощущает и считает эту группу «своей», а аутгруппа – та группа, к которой индивид не принадлежит и считает ее для себя чужой.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO2201s

Чем, по мнению авторов, различается протекание процесса социализации у детей и взрослых (используя текст, приведите одно различие)? Привлекая обществоведческие знания, укажите другие два различия.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

(В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин)


Сначала авторы рассуждают о процессе социализации вообще, а в предпоследнем абзаце сравнивают прохождение этого процесса в детстве и во взрослом возрасте. Выпишем их точку зрения и вспомним, что мы знаем по теме социализации из курса обществознания. Получаем ответ:

Различия в протекании процессов социализации у детей и взрослых:

  1. В детском возрасте в жизни человека не происходит резких изменений, исключая отдельные случаи, социализация проходит плавно, равномерно, представляет собой процесс накопления новых знаний, ценностей и норм. А во взрослом возрасте на первый план выходят десоциализация и ресоциализация.
  2. В детском возрасте процесс социализации в основном осуществляется с помощью игр, а во взрослом происходит с помощью других видов деятельности.
  3. В детстве на социализацию большое влияние оказывают агенты первичной социализиации (которыми являются родственники, родители), а во взрослом на первый план выходят агенты вторичной социализации( различные организации, общественные учреждения).

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1104s

Выберите в списке верные положения о семье в современном обществе. Цифры, под которыми они даны, запишите в ответ.

  1. Семья – единственный социальный институт, к функциям которого относится социализация подрастающего поколения.
  2. Возникновение государства повело за собой и возникновение семьи.
  3. Одна из важных функций семьи – организация совместного досуга и общения.
  4. Многодетные семьи встречаются реже, чем мало- и среднедетные.
  5. Семья продолжает выполнять функцию основной производственной ячейки.

Первое положение неверно, ведь социализацией детей занимаются также, к примеру, школа и детский сад. Второе также не подходит – семья возникла гораздо раньше, чем государство. А вот третье верно – досуговая функция для семьи очень важна. То, что многодетных семей сейчас меньше, также верно. Функция основной производственной ячейки, наоборот, семьей не выполняется уже довольно давно.

Ответ: 34

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0206s

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Школьный класс, семья, компания друзей, сборная команда, студенты, социальная группа.


Все понятия, перечисленные в задании, подразумевают под собой определенную совокупность людей, объединенную какими-либо общими потребностями или интересами, общей деятельностью, осознанием людей их принадлежности к ней. Это – характеристики социальной группой, которая как раз выступает в роли обобщающего слова для остальных понятий. Школьный класс, семья, компания друзей, сборная команда, студенты – все это примеры разнообразных социальных групп.

Ответ: социальная группа

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0102s

Запишите слово, пропущенное в схеме (строчными буквами, например: общество). Урок 4: Социальные группы -


Задание, где дается не таблица, а схема, на первый взгляд кажется сложнее – ведь здесь нет характеристик каждого элемента, которые могли бы облегчить понимание того, о чем идет речь. Однако, если внимательно посмотреть на функции, нетрудно вспомнить, что такое их сочетание характерно для такого социального института, как семья.

Ответ: семьи

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Политическая сфера жизни общества

Слово «политика» пришло в современный мир из античности. Древние греки термином «полис» называли города-государства с самоуправлением. А всю деятельность власти, любое ее участие в жизни полиса они называли политикой. Древние греки и римляне считали, что политике нужно обучаться как искусству.

Сегодня политическая сфера общества – это одна из важных сфер человеческой жизни, в которой происходит распределение власти и ее использование для управления обществом. Главную роль, основные решения в этой сфере принимают политические лидеры. Народ тоже может оказывать влияние на политику, но оно чаще всего незначительное.

В политическую сферу жизни общества входят:

  1. Государство;
  2. Президент, высшие органы государственной власти;
  3. Политические организации;
  4. Политические партии;
  5. Политические отношения (отношения связанные с борьбой за власть и ее осуществлением);
  6. Политические идеи.

Функции политической сферы общества:

  • Защита государственной власти;
  • Распределение благ (полезных вещей, ценностей, денег) между всеми членами общества;
  • Защита государства от внешних угроз, установление дружественных отношений с другими государствами;
  • Защита народа, проживающего в государстве, его главных ценностей;
  • Согласование интересов многообразных групп людей, совместно проживающих на территории государства;
  • Контроль над исполнением законов, наказание за их нарушение;
  • Объединение людей, проживающих в данном обществе, для достижения государственных целей.

Если сравнивать политическую сферу жизни общества в прошлом и сегодня, то они значительно отличаются. В прошлом борьба за власть в основном происходила путем физического устранения конкурента, представителя высших органов власти.Так, например, были совершены покушения на российских царей:

Это было связано с тем, что в большинстве стран глава государства не избирался, а занимал свой пожизненный пост по праву рождения (короли, императоры, цари). Правителю не обязательно было завоевывать доверие и любовь народа, власть уже находилась в его руках, он использовал ее по собственному усмотрению, не ожидая одобрения населения.

Но сегодня не обязательно физически устранять своего политического противника, достаточно завоевать любовь народа и обрести его поддержку на выборах.

Понятие общества

Над тем, что такое общество, по каким законам оно живет, размышляли еще античные мудрецы, мыслители Древнего мира. Аристотель (известный древнегреческий философ) называл обществом группу людей, сплоченных общей целью – удовлетворением потребностей. Древние римляне полагали, что общество появилось благодаря устному договору людей, по которому они распределяли между собой имущество.

В современное время под обществом подразумевают как футбольную команду, так и все население Российской Федерации. Определений, что такое общество очень много, поэтому принято выделять понятие общества в узком и широком смысле.

В узком смысле общество это:

  • Небольшая по численности группа людей, которую объединяют совместные интересы, цели, общая деятельность. Между всеми членами группы установлен личный контакт, регулярно происходит межличностное общение;
  • Историческая форма развития человечества, отдельного народа, страны: рабовладельческое, феодальное, социалистическое, первобытное общество.

Понятие общества в широком смысле:

  1. Население Земли, представленное взаимодействующими между собой Homo Sapiens;
  2. Человечество в его прошлом, настоящем и будущем;
  3. Отдельный социальный организм, выделившийся из природы, но сохранивший с ней тесную связь;
  4. Объединение людей с общим историческим прошлым, духовными ценностями, обычаями и традициями (российское, американское, корейское общество);
  5. Универсальный способ взаимодействия между людьми.

Может показаться, что любое скопление людей можно назвать обществом, но это не так. Нужно разобраться, в каких смыслах употребляется понятие общество. В отличие от случайного скопления людей в социуме существует сложная структура, в которой человек, группа людей являются отдельными элементами.

Другие основные признаки понятия общества:

Кроме того социум отличается своей способностью к саморазвитию, это возможно благодаря эволюции общественных отношений.

Социальные группы, сообщества и сети в интернете

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • определение личности, идентичности и киберидентичности;
  • • процесс конструирования онлайн-идентичности;
  • • влияние медиа и Интернета на процесс социализации;
  • • киберугрозы в сфере социализации;

уметь

  • • обобщать и систематизировать сведения о влиянии Интернета на личность и процесс социализации;
  • • анализировать и интерпретировать процесс трансформации личности в киберпространстве;

владеть

методами анализа и интерпретации киберидентичности и социализации в Интернете.

Расссуждения относительно изменяющейся природы человеческих сообществ имеют в социальных науках долгую историю. Им сопутствует дискуссия о характере изменений, которым подвергаются сообщества или возможности их выживания в условиях быстрого технического прогресса. Сообщества изменяются сегодня быстрее, чем когда-либо, что связано, как уже говорилось, с информационной революцией.

Характер, который принимают современные социальные отношения, прекрасно описал М. Кастельс. Он различал три вида взаимоотношений между людьми. Два из них доминировали в прошлом: это первичные отношения (присущие прежде всего семье и локальному сообществу) и вторичные связи (встроенные в ассоциации). В настоящее время начинают доминировать отношения третьего вида, которые строятся по принципу сети, связывающей отдельных индивидов. Люди, организующие свое сетевое взаимодействие, предпочитают руководствоваться скорее чувством сходства, чем пространственной близости.

В современном обществе первичные, вторичные и отношения третьего вида сосуществуют, однако последние начинают явно доминировать. Сети, создаваемые на основе возможности осуществления индивидуальных выборов, привели к тому, что возникают сети выборочных связей, строящиеся каждым индивидом в зависимости от его интересов и исповедуемых взглядов.

Социальные сети предполагают индивидуальное отношение к обществу. Это происходит в результате исчезновения главного ограничения, присущего предыдущим эпохам — ограничения пространственной узколокальной близости. Сегодня нам ничто не мешает, используя Интернет, телефон или другую технику установить контакт с кем-то, проживающем на другом конце света, — главное для нас то, чтобы этот человек имел общие с нами интересы, взгляды, близкую жизненную ситуацию или похожие увлечения. Сообщества, создаваемые нами, организуются по принципу сходства интересов. Никто не заставит нас продолжать отношения с теми, кто действует нам на нервы. Таким образом, можно сделать вывод, что основанные на общих интересах сообщества рождаются спонтанно.

Интернет как никакая другая технология способствует развитию сетевой модели социального порядка. В сетевом обществе все сферы жизни организованы по принципу децентрализованных и гибких сетей и, следовательно, Интернет, техническая инфраструктура которого опирается именно на такую функциональность сети, становится его основой и главным проявлением его функционирования.

Представляем ли мы себе поиск каких-то сведений без Google? Все чаще с помощью Сети мы входим в контакт с культурой, искусством, литературой или музыкой, все чаще обращаемся в сторону Интернета в поисках развлечений или желая сделать покупки. Все чаще с его помощью мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в коммуникацию, приобретаем новые знания. Именно в киберпространстве, по-видимому, наблюдается изменение характера человеческих сообществ. В этом нет ничего удивительного, потому что Интернет является как катализатором, так и основой перемен, характерных для сетевого общества. В сетевом обществе киберпространство становится средой обитания человеческих сообществ. Индивидуализация, приватизация, рефлексия, «текучесть» конструкции, поддерживающие социальный характер человеческих отношений, лежат в основе децентрализованной сети. Современные сообщества — плод сильной индивидуализации и приватности жизни.

Сферы общественной жизни

В обществе выделяют 4 основные сферы общественной жизни:

1. Экономическая сфера – в ней организовано производство полезных продуктов, материальных ценностей, используемых для удовлетворения первичных потребностей человека. Жизнь этой сферы проходит в 4 видах деятельности: производстве, обмене, распределении и потреблении товаров или услуг.

Основными элементами экономической сферы общества являются:

Ресурсами для экономической сферы являются природные ископаемые, человеческий труд, интеллект, земля, капитал[2].

2. Политическая сфера общества – это структура власти в социуме и ее составляющие. К элементам государственной власти относят Президента, правительство, парламент, суд. Ей подчиняются армия, политические партии и движения, полиция, Федеральная Служба Безопасности.

3. Социальная сфера общества – это общественные группы (народности, классы, нации) во взаимоотношениях друг с другом. Каждая из групп представляет свои интересы, например, у богатых и бедных они будут противоположными. Главная задача социальной сферы жизни общества – достичь взаимопонимания между людьми, распределить ресурсы, удовлетворить потребности всех социальных групп, чтобы не возникало конфликтов.

4. Духовная сфера общества – это искусство, культурная, религиозная, научная деятельность людей. Элементами духовной сферы являются:

Задача духовной сферы воспитать человека как нравственное, духовное существо, удовлетворить его духовные потребности.

Взаимосвязь сфер общественной жизни очевидна, так как ни одна из них не может жить обособленно от остальных. Политика защищает порядок во всех сферах общества, экономика обеспечивает их материальными ресурсами, а духовная сфера производит общечеловеческие ценности.

Формальные и неформальные группы

В зависимости от того, обладают ли группы официальным юридическим статусом, их делят на формальные и неформальные.

Вид группыФормальные группыНеформальные группы
ОпределениеОбъединение людей, построенное на основе специальных документов: уставов, служебных инструкций, деклараций и других.Объединение людей, которое сложилось и функционирует спонтанно, его деятельность не регламентирована никакими официальными документами.
ПризнакиЧлены этой группы:– настроены на достижение общей цели, выполнение какого-либо вида деятельности;– находятся в формальном иерархическом соподчинении;– имеют четкую спецификацию, каждый выполняет свою работу;– не обязаны поддерживать друг с другом никаких отношений, кроме рабочих.– отношения внутри группы определяются индивидуальными особенностями ее членов;– группа функционирует на основе общих целей или интересов;–  поведение членов группы, как правило, регламентируется неписанными правилами;– скрепление группы происходит за счет авторитета ее лидера.
Примеры– Производственный коллектив.– Спортивная команда.– Воинское подразделение.– Компания друзей.– Неформальный клуб поклонников артиста/певца.

 

Человек – высшая ценность справедливого общества

Общество может считаться справедливым, если в нем человек представляет ценность сам по себе, просто по факту рождения на свет. Не имеет значения, богатый он или бедный, образованный или безграмотный, красивый или непривлекательный – он человек. Равноценное, уважительное отношение к разным людям, независимо от их национальности и личных особенностей, вот в чем проявляется человечность.

В далеком прошлом общество трудно было назвать человечным, цивилизованным. Тысячи лет назад в большинстве древних государств установился рабовладельческий строй. О сострадании к рабам, не было и речи. Рабы были обязаны бесплатно трудиться на своих хозяев, полностью лишались прав, находились вне закона.

Рабовладелец имел право наказать, продать, убить раба, запретить или разрешить ему женитьбу. Из-за этого рабы жили не долго, их жизнь проходила в тяготах и лишениях. Неравенство в обществе сохранилось, и после смены рабовладельческого строя феодализмом. Новой, фактически бесправной категорией людей в феодальном обществе стали крепостные крестьяне.

Проблема человечности волновала мыслителей с древних времен, но реализация этого принципа на практике последовала лишь после отмены крепостного права, установления в обществе демократии, принципов всеобщего равенства. Человеческая цивилизация пришла к выводу, что человек есть высшая ценность, несопоставимая с какими-либо экономическими, социальными благами.

Понятие человечность, как качество духовно развитой личности включает:

В чем проявляется человечность, примеры человечности из жизни школьников:

  1. На уроке физкультуры Вася не смог выполнить ни одного норматива. Он бегал медленнее других, постоянно спотыкался, его движения были неуклюжими. Но никто из одноклассников над ним не смеялся, дети знали о проблемах Васи со здоровьем, проявляли к нему сочувствие;
  2. В 7-А перевели новую ученицу – Алену Сидорову. Большинство детей в классе не желали с ней общаться, из-за того что девочка была бедно одета, не имела мобильного телефона. Но Настя Петренко сказала одноклассникам, что они ошибаются, что нужно ценить в человеке его личные качества, а не красивые вещи. После этого Настя и Алена стали хорошими подругами;
  3. Саша Федоренко, ученик 9-Б класса увидел на перемене как старшеклассник бил младшего ученика. Он немедленно вступился за малыша, за что получил в глаз кулаком. Саше, все-таки удалось отстоять первоклассника, чему он был очень рад, Саша не пожалел что оказался рядом в этот момент.

Существует много примеров человечности в повседневной жизни и истории, но их суть сводится к одному – проявлению любви и уважения к людям.

Похожее:  Orgma ru 5656 личный кабинет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *