вопрос недели: правила применения косгу 2019 году — дайджесты новостей

Основные положения

^К началу страницы

Основные положения предлагаемой системы – это:

  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2021 № 657 «О проведении в 2021 – 2021 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2021 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2021 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2021 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2021 года.

Похожее:  Летуаль: регистрация и вход в личный кабинет по номеру телефона или карты

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.


Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:

  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.

Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:

  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

Вопрос недели: правила применения косгу 2021 году — дайджесты новостей

Вопрос: По какому КОСГУ оплатить расходы по  услугам  информационного обслуживания, обновления и сопровождения программных продуктов фирмы «1С»

Сообщаю Вам следующее:

В бюджетном (бухгалтерском) учете расходы учреждения на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение и его обслуживание относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

            Документ 1.

            Как учесть лицензионное программное обеспечение (для бюджетной             организации)

Лицензионное программное обеспечение (далее — ПО) — это программа для компьютера (ЭВМ), которой учреждение пользуется на основании лицензионного договора.

Большинство офисного ПО (Windows, Word, бухгалтерские программы, антивирусные программы) является лицензионным.

Расходы на приобретение лицензионного ПО могут подтверждать (Письмо Минфина от 14.11.2021 N 03-03-06/1/66442):

  • или лицензионный договор, заключенный в форме единого документа и подписанный продавцом (лицензиаром) и покупателем (лицензиатом), а также акт передачи экземпляра ПО, составленный в произвольной форме;
  • или лицензионный договор, изложенный на самом экземпляре ПО или его упаковке («коробочная» лицензия), и накладная или другой подобный документ, а также документ, подтверждающий оплату (если экземпляр ПО приобретен в розницу);
  • или лицензионный договор, изложенный на сайте продавца ПО, и документ, подтверждающий оплату (если ПО приобретено через Интернет) (Письмо Минфина от 28.09.2021 N 03-03-06/1/596).

Расходы учреждения на приобретение лицензионного ПО, произведенные за счет средств субсидий или лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 49 ст. 270, п. 1 ст. 252 НК РФ).

В рамках приносящей доход деятельности при ОСН у бюджетного или автономного учреждения расходы на приобретение, адаптацию и установку лицензионного ПО учитываются в прочих расходах равномерно ежемесячно, начиная с месяца установки ПО на компьютер, в течение срока использования ПО (Письмо Минфина от 30.12.2021 N 03-03-06/2/225). Срок использования ПО — это срок действия лицензионного договора, а если он не установлен — срок, определенный самим учреждением (Письмо Минфина от 18.03.2021 N 03-03-06/1/11743).

Затраты на обновление лицензионного ПО учитываются в расходах единовременно в месяце обновления ПО.

НДС, предъявленный продавцом ПО или организацией, установившей, адаптировавшей ПО:

  • при использовании ПО в рамках деятельности, облагаемой НДС, принимается к вычету единовременно после получения счета-фактуры;
  • при использовании ПО в рамках приносящей доход деятельности, не облагаемой НДС, и в рамках государственного (муниципального) задания, учитывается в его стоимости (пп. 4.1 п. 2 ст. 146, пп. 1, 4 п. 2 ст. 170 НК РФ);
  • при использовании ПО в операциях, как подлежащих обложению НДС, так и освобождаемых от него, подлежит распределению (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Пример. Налоговый учет расходов на приобретение лицензионного ПО

В марте 2021 г. учреждение в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, приобрело лицензионное ПО за 70 800 руб., в том числе НДС — 10 800 руб. Расходы на адаптацию — 14 160 руб., в том числе НДС — 2 160 руб. Счета-фактуры получены в марте. ПО установлено в апреле 2021 г. В лицензионном договоре срок его действия не определен. Срок использования ПО, определенный учреждением, — 36 месяцев.

НДС в сумме 12 960 руб. (10 800 руб. 2 160 руб.) учреждение примет к вычету в марте 2021 г.

С апреля 2021 г. и по март 2021 г. включительно учреждение будет учитывать в прочих расходах часть затрат в размере 2 000 руб. ((70 800 руб. 14 160 руб. — 12 960 руб.) / 36 мес.).

При УСН у автономного учреждения расходы на приобретение, адаптацию, установку и обновление лицензионного ПО учитываются в расходах единовременно после установки ПО на компьютер и оплаты (пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина от 04.07.2021 N 03-11-06/2/40329).

В бюджетном (бухгалтерском) учете расходы учреждения на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ до 01.01.2021 (Порядок N 209н, Приказ Минфина от 30.11.2021 N 246н).

Расходы на приобретение лицензионного ПО отражаются следующими проводками:

в бухгалтерском учете бюджетного учреждения

{Типовая ситуация: Как учесть лицензионное программное обеспечение (для бюджетной организации) (Издательство «Главная книга», 2021) {КонсультантПлюс}}

Документ 2.

Вопрос: Как отразить в учете расходы на обновление программного обеспечения с неисключительными правами для сдачи отчетности?

Ответ: Затраты на обновление программного обеспечения, предназначенного для формирования и сдачи электронной отчетности, относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (Указания N 65н).

Обоснование: Как отмечено в Письме Минфина России от 27.11.2021 N 02-06-10/60460, порядок отражения операций по расходам на обновление программного обеспечения с неисключительными правами в бухгалтерском учете бюджетных учреждений определен Инструкцией N 174н.

В силу п. 128 Инструкции N 174н и Указаний N 65н затраты на периодическое обновление программного обеспечения (например, бухгалтерских программ) учитываются в составе текущих расходов по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. В учете делается следующая бухгалтерская запись: Дебет 0 109 00 226 Кредит 0 302 26 730.

Рассмотрим пример отражения данной операции в учете.

Пример. Бюджетное учреждение здравоохранения за счет средств ОМС приобрело по лицензионному договору специальную программу для инвалидов по зрению. В процессе использования программы она была обновлена разработчиком. Расходы на обновление программы, произведенные в январе 2021 г., составляют 150 руб.

В учете учреждения следует сформировать следующие бухгалтерские записи:

Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.
Отражены расходы на обновление компьютерной программы7 109 80 2267 302 26 730150
Произведена оплата обновления компьютерной программы7 302 26 8307 201 11 610

18

150

С.Валова

Редактор журнала

«Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Подписано в печать

01.02.2021


{Вопрос: Как отразить в учете расходы на обновление программного обеспечения с неисключительными правами для сдачи отчетности? («Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2021, N 2) {КонсультантПлюс}}

Ответ подготовил эксперт Систем  КонсультантПлюс Якушева Татьяна Валерьевна

Ответ актуален на 08.02.2021 г.

Косгу – 2021: новый код для возмещения затрат, исключение ряда расходов из статей 213 и 226

 С 2021 года Порядок применения КОСГУ подвергнется серьёзным изменениям. Большая часть разъяснений Минфина России по использованию КОСГУ, представленная ранее в письмах, будет включена в Порядок №209н и обретёт законную силу. Скорректируют и Порядок применения КБК, в том числе в части КВР. Финансовое ведомство уже подготовило проекты соответствующих поправок в оба документа. Кроме того, на регистрации в Минюсте России находится приказ Минфина России от 8 июня 2020 г. № 98н с изменениями в Порядок № 85н. Так что вести учет и составлять отчетность в следующем году учреждениям предстоит в соответствии с обновленными требованиями к использованию КВР и КОСГУ.

А вот планировать деятельность на 2021 год пора начинать уже сейчас. И составлять Планы ФХД и бюджетные сметы нужно уже с учетом грядущих изменений. С этой целью Минфин России подготовил и ряд сопоставительных таблиц, применение которых при планировании доходов и расходов на 2021 год поможет избежать претензий по некорректному применению кодов. К сопоставительным таблицам мы еще вернемся, а сейчас рассмотрим изменения, ожидающие нас уже в следующем году в части КОСГУ. Новшеств много…

1. КОСГУ-2021 по доходам

Среди изменений в части доходных КОСГУ наиболее заметные – новая подстатья 139 и расширение назначения действующих кодов по доходам от собственности и от оказания платных услуг. А вот подстатьи, детализирующие статью 190 “Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления” нельзя будет применять для отражения в бухгалтерском/ бюджетном учете кассовых поступлений и/или выбытий. Детально о том, что меняется для доходных кодов КОСГУ 129 “Иные доходы от собственности“, 141 “Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)“, 176 “Доходы от оценки активов и обязательств“, а также подстатьей статьи 130 “Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат” и статьи 140 “Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба” читайте здесь.

2. КОСГУ-2021 по расходам

В части расходных КОСГУ корректировкам в значительной степени подвергнутся подстатьи 226 и 228 – часть затрат, отражаемых в настоящее время по подстатье 226, с 2021 году будет перенесена в подстатью 228. Однако и многие другие коды КОСГУ затронут существенные изменения, причем как расширяющие перечень отражаемых по ним операций, так и исключающие некоторые из перечисленных в них расходов. Как, например, подстатья 213, из назначения которой будет исключен весь перечень пособий, которые сейчас работодатели оплачивают за счет ФСС России. Это связано с тем, что с 2021 года механизм “прямых выплат” планируется внедрить повсеместно, и такие расходы ФСС России станет выплачивать застрахованным лицам самостоятельно.

Значительные изменения коснутся кодов, детализирующих статью 260 “Социальное обеспечение“. Практически все они будут существенно дополнены, и, прежде всего, в положениях Порядка №209н закрепят рекомендации Минфина России, данные в Информации от 13 мая 2021 г. в отношении:

  • выплаты пособия по беременности и родам женщинам, обучающимся по очной форме обучения;
  • закупки товаров, услуг для обеспечения бесплатным питанием, комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и лиц из их числа, а также компенсацию указанных расходов;
  • оплаты больничных листов за первые 3 дня нетрудоспособности бывшим работникам, и многих других расходов.

Все многочисленные изменения в части расходных статей КОСГУ – в специальной таблице.

3. Увязки КВР и КОСГУ на 2021 год

Возвращаемся к вспомогательным таблицам, которые позволяют выбрать коды и их сочетания, которые будут актуальны в 2021 году. Минфин России подготовил несколько таких таблиц с сопоставлениями разного рода: одни сравнивают коды бюджетной классификации, действующие в 2020 году, с теми, что будут применяться в 2021 году, другие сопоставляют между собой разные элементы структуры КБК 2021 года.

Здесь же мы обратимся к Таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемая в 2021 году. В целом предложенные Минфином России увязки КВР и КОСГУ будущего года повторяют действующие в настоящее время, однако здесь есть ряд нюансов, на которые стоит обратить внимание.

Так, в Таблице – 2021 вы уже не найдете сочетаний КВР 119129149 с КОСГУ 225226 и подстатьями группы 300, применяющихся сейчас в ряде регионов для отражения расходов на обеспечение мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников в счет начисляемых взносов на травматизм. Применение таких увязок в 2021 году исключено, поскольку с 1 января будущего года во всех регионах страны будет работать механизм “прямых” выплат, и уже все учреждения будут осуществлять такие расходы за счет собственных средств с их последующим возмещением из бюджета ФСС России. Для этих целей и вводится новый код КОСГУ 139 “Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования….”, о котором говорилось выше.

Зато в Таблицу увязок КВР и КОСГУ на 2021 год уже включены сочетания подстатей КОСГУ и новых видов расходов, в том числе в связи с новым законодательством о социальном заказе. Речь, в частности, идет о КВР, предусмотренных находящимся на регистрации в Минюсте России приказом Минфина России от 8 июня 2020 г. № 98н. При перечислении субсидий на обеспечение выполнения соцзаказа ГРБС будут использовать увязки:

Еще ряд новых соотношений в 2021 году предусмотрен для двух новых “закупочных” КВР:

Отдельно обратим внимание на включенные в Таблицу увязок на 2021 год сочетания кодов КОСГУ с КВР 323  “Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения” – их всего два: с подстатьями 263 и 265. Однако не так давно в Таблицу увязок КВР и КОСГУ на текущий 2020 год Минфин России внес существенные поправки, касающиеся, в частности, КВР 323. О них мы уже рассказывали в новостной ленте 27 августа, однако повторимся.

Согласно этим изменениям помимо кодов 263 и 265 закупки в целях соцобеспечения можно проводить и по КОСГУ 226, 261, 341 и 342, только теперь обновленные увязки с этими подстатьями имеют конкретное назначение, указанное в примечаниях к ним. И если говорить о приобретении материальных запасов для выдачи населению, то получается, что, исходя из предложенных Минфином России увязок и правил, они могут учитываться по КВР 323 по-разному:

  • в увязке с КОСГУ 341 и 342 – соответственно только лекарства и молочные смеси для обеспечения льготных категорий граждан. Можно заметить, что такой подход не вполне соответствует неоднократно озвученной Минфином России позиции о применении подстатьи 342 только если питание контингента является обязанностью учреждения и, как следствие, учет таких продуктов ведется в нормах раскладки продуктов исходя из численности и с составлением меню-требования и т.п. Тем не менее, новая редакция Таблицы позволяет применять КОСГУ 342 и в иных, четко оговоренных ситуациях;
  • в увязке с КОСГУ 263 – другие матзапасы для социальной помощи населению, в частности, средства реабилитации инвалидов. Здесь же, по-видимому, должны учитываться и наборы для обеспечения населения при ЧС, включающие, к примеру, питьевую воду, продукты питания, средства индивидуальной защиты, спички, сухой спирт и др.

Полагаем, столь заметная позиция Минфина России вскоре будет отражена и в Таблице увязок КВР и КОСГУ на 2021 год – следим за обновлениями Таблицы и планируем расходы на соцобеспечение исходя из действующих рекомендаций финансового ведомства.

Шаг 4. принимаем к учету сайт, как объект нематериальных активов, на который имеются исключительные права

Составляем дополнительные бухгалтерские записи. Отражаем расходы по выполненным работам:

  • по разработке сайта
    Дт 2 106 32 320   Кт 2 302 32 730  (18 000 руб.)
  • по регистрации доменного имени
    Дт 2 106 32 320   Кт 2 302 32 730  (3 000 руб.)
  • по предоставлению вычислительной мощности(хостинг)
    Дт 2 106 32 320   Кт 2 302 32 730  (4 000 руб.)

Принимаем к учету нематериальный актив — сайт учреждения:

  • Дт 2 102 30 320   Кт 2 106 32 320 (25 000 руб.)

Интернет-сайт как объект нематериальных активов принимаем к учету по первоначальной стоимости, равной сумме фактических вложений учреждения на его приобретение, создание. Первоначальная стоимость сформирована на счете 0 106 02 000 «Вложения в нематериальные активы».

Внимание! Программный продукт (в нашем случае — официальный сайт), созданный по договору, предметом которого было создание сайта, принимается учреждением к учету в соответствии с положениями договора и акта выполненных работ. Представление документов, подтверждающих права на программный продукт (то есть патента) для постановки на учет не требуется (Письмо Минфина РФ от 10.07.2021 № 02-06-10/33751).

Начисляем амортизацию на нематериальный актив — сайт учреждения

  • Дт  2 401 20 271    Кт 2 104 39 420 или Дт  2 109 00 271    Кт 2 104 39 420,
    (если Учетной политикой определено, что данные расходы отражаются в себестоимости продукции, работ, услуг) в сумме 25 000 руб.

По объектам нематериальных активов амортизация начисляется таким образом (п. 93 Инструкции № 157н):

  • на объекты стоимостью до 40 000 руб. включительно — в размере 100% балансовой стоимости при принятии объекта на учет- на объекты стоимостью;
  • свыше 40 000 руб. – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Срок полезного использования нематериальных активов в целях принятия объекта к бухгалтерскому учету и начисления амортизации определяется комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения.

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. Вне зависимости от стоимости, каждому объекту НМА присваивается уникальный инвентарный номер.

Поэтому заполняем Инвентарную карточку, присваиваем сайту уникальный инвентарный номер. Для учета сайта учреждения в соответствии с Приказом Минфина РФ от 30.03.2021 № 52н применяется такая же инвентарная карточка, как для учета основных средств — Инвентарная карточка учета нефинансовых активов ф.0504031.

Инвентарный номер, присвоенный сайту, используется только в регистрах учета.

В бухгалтерском учете учреждений госсектора для учета нематериальных активов должны заполняться следующие регистры:

  • опись инвентарных карточек по учету нефинансовых активов ф.0504033;
  • инвентарный список нефинансовых активов ф.0504034;
  • оборотная ведомость по нефинансовым активам ф.0504035.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *