Что такое LMS (Learning Management System): обзор возможностей и рекомендации по выбору

Learning management system — the vyshka

Чтотакое LMS знаеткаждыйстудент, которыйучитсявВышке. Нознаетеливыотом, как она функционируетикакиеестьпланыпоееразвитию? (Подсказкаответвэтоминтервью)

За ответом на данный вопрос The Вышка решила обратиться к тем, кто непосредственно занимается LMS: к Шаламкову Сергею Александровичу (Заместитель руководителя центра: Дирекция основных образовательных программ / Центр развития образовательной среды) и Заботневу Максиму Сергеевичу (Руководитель проекта: Дирекция информационных технологий / отдел прикладного программного обеспечения).

История создания LMS

Идея создания системы LMS появилась в 2022 году. В то время многие ВУЗы внедряли свои Learning Management Systems, и Вышка тоже решила не оставаться в стороне. Существовало несколько разных мнений о том, какую систему взять за основу. Так, рассматривались следующие системы, используемые рядом зарубежных ВУЗов, — Moodle, Shakai, eFront. Выбор пал на последнюю.

С 2022 года техническим сопровождением и развитием LMS занимался аутсорс-разработчик, бизнес-заказчиком, так же, как и сейчас, выступало руководство учебного блока. Поскольку все технические работы проводились удаленным аутсорс-разработчиком, это создавало определенные проблемы с коммуникацией и не соответствовало темпам развития Вышки. Плюс к этому у самой системы eFront выявлялось много программных ошибок (багов), которые надо было постоянно исправлять. Кроме того, было добавлено много нового функционала, который так же не был до конца отлажен. Все это привело к тому, что в конце 2022 года возникли сложности в работе системы: не корректно стала работать зачетная книжка студентов, значительно снизилась производительность, что привело к частым “падениям” системы и т.п. Поэтому было принято решение, создать в Вышке собственный отдел ИТ-специалистов, который бы занимался поддержкой и развитием системы LMS.

Похожее:  Как связать аккаунты Steam и Gaijin :: Crossout Проблемы

2

М.С.: «И вот с конца 2022 — начала 2022 года мы начали потихоньку выправлять ситуацию. Какое-то время у нас ушло на то, чтобы перенять систему от аутсорс-разработчика, потому что система достаточно сложная. Мы привели систему в рабочее состояние. Да, сейчас подвисания тоже могут случаться, но это случается крайне редко, в моменты пиковых нагрузок. В целом, сейчас система работает стабильно, гораздо лучше, чем год назад.

Сейчас LMS — это 38000 активных пользователей, терабайт данных на дисковом пространстве, база данных 100 гигабайт, 10 серверов. LMS это не только поддержка учебного процесса, но и реализация функций административного аппарата».

Архитектура LMS

М.С.: «Одновременно с переходом на новый дизайн отдельных страниц мы перешли на сервисно-ориентированную архитектуру. Теперь главная страница LMS — это точка входа. На данной странице студент вводит логин и пароль, заходит в систему, а дальше ему предоставляется персональный набор сервисов. Физически эти сервисы могут располагаться на отдельных серверах. Но так как сейчас система LMS позволяет делать сквозную авторизацию, то, если вы авторизованы в LMS, то вы сразу же авторизованы и в другом сервисе. Это позволяет подключить к LMS любой сервис. Поэтому если студенты захотят разработать какой-то модуль для LMS, то для него можно будет сделать авторизацию через LMS».

АСАВ

С.А.: «У нас также есть закрытая учетная система АСАВ (Абитуриент, Студент, Аспирант, Выпускник). В данной системе хранится полная информация обо всех студентах, которые имели дело с ВШЭ: оценки, индивидуальные учебные планы, проекты дипломов. Именно из этой системы данные выгружаются в LMS. Если каких-то данных нет в учетной системе АСАВ, то их не будет и в LMS. Поэтому, например, если в зачетной книжке нет какой-то оценки, то это не вина LMS».

Рабочий процесс

М.С.: Наш отдел занимается техническим сопровождением и развитием LMS. Все новое, что появилось в LMS за прошедший год — это творение нашей команды. У нас есть функциональный заказчик – Центр образовательной среды. Они придумывают задачи, заказывают функционал, который они хотят видеть в LMS, а мы его реализуем. Плюс к этому поддерживаем то, что уже работает (bug-fix).

Обновили дизайн, делаем новые модули. Например, недавно запустили модуль загрузки работ ВКР/КР и проверки их на плагиат, как на русском, так и на английском языках. Осенью запустили модуль курсы по выбору и выбор темы ВКР /КР, модуль работает в режиме опытно-промышленной эксплуатации, по результатам которой модуль станет доступен всем студентам.

1

С.А.: «Соответственно, наш центр занимается постановкой задач и взаимодействием со студентами, преподавателями и администрацией. Мы решаем, какие задачи надо в данный момент решить, программисты это выполняют, а мы проверяем, как это сделано, тестируем. После этого мы договариваемся с каким-нибудь факультетом и обкатываем нововведения».

Идеи и планы

С.А.: «Идей и планов по развитию довольно много. Так, например, хотелось бы включить в LMS индивидуальные учебные планы студентов, что позволило бы им отслеживать список выбранных дисциплин,. Сейчас список предметов можно посмотреть в зачетке и в назначенных дисциплинах. Шел также разговор о добавлении рейтингов в LMS в красивом визуальном виде и с указанием места в рейтинге. Кроме того в планах сделать Единое окно в новом более удобном и привлекательном дизайне, модернизировать возможность подачи заявок на различные стипендии.

Сейчас совместно с международным блоком мы тестируем модуль по международной мобильности. Этот модуль позволит иностранным студентам подавать заявки на дисциплины, которые читаются преподавателями Вышки как на английском, так и на русском языках. Сотрудники международного блока осуществляют непосредственный контроль за процессом, а также консультируют студентов по возникающим вопросам.

Кроме этого, руководством поставлена задача, сформировать возможность студентам подавать справки, заявления, служебные записки через систему LMS. Возможно, с сентября следующего учебного года появится данный функционал. Все документы будут распределяться в соответствии с их профилем: либо в учебный офис, либо в более высшие инстанции».

М.С.: «Да, планов действительно много. В перспективе мы хотим уйти от пережитков системы eFront. К сожалению, это невозможно сделать быстро и сразу, так как в ней заложен большой функционал: тесты, проекты. Если у кого-то есть впечатление, что мы фанатеем от данной системы — это не так, мы видим, что она далека от идеала, но мы знаем, над чем работать, и мы над эти работаем. У студентов есть мнение, что надо использовать другую более модную и более современную систему. Но это мнение ошибочно, так как во время учебного процесса нельзя вот так просто взять и внедрить новую систему, тем более любую систему нужно будет достаточно долго адаптировать и настраивать под современные требования Вышки. При этом у нас не так много ресурсов, чтобы позволить себе одновременно поддерживать существующую систему и параллельно создавать новую. Поэтому никаких революций мы допустить не можем. Наш путь развития — эволюционный».

 Горячая линия

С.А. На горячую линию, что только не пишут: почему мне не назначена дисциплина, забыл пароль, не та оценка в зачетной книжке, нет возможности загрузить файл, система повисла, закрылась, и я не смог ничего сделать, присылают скриншоты и т.д.

А вот конструктивных предложений поступает очень мало, но они есть. Например, был один студент, подкованный в информационных технологиях, он нашел способ, как доставать файлы из LMS без авторизации. Он пришел и сказал, где есть дырки.. За это ему большое спасибо, недочеты были устранены.

Мобильное приложение LMS и мобильная версия сайта

М.С.: «Вопрос о том, будет ли сделано мобильное приложение LMS, первостепенно требует ответа на вопрос, а для каких целей оно необходимо. По сути, мобильное приложение нужно для работы в оффлайне, получения push-уведомлений. Поэтому, на мой взгляд, в мобильном приложении, которое будет дублировать функционал LMS нет необходимости. Мобильная версия сайта – это другое дело. Новый дизайн как раз и рассчитан на то, чтобы сделать отображение LMS корректным и удобным на всех устройствах, включая мобильники».

Мобильное приложение расписание

М.С.: «Вот для чего действительно нужно мобильное приложение, так это для расписания. Основной его плюс — это получение push уведомлений об изменениях в расписании. Системой расписания мы занимаемся активно. Есть прототип мобильного приложения. Как и саму систему планирования расписаний учебных занятий (РУЗ), его делает аутсорс-разработчик, но мы ему помогаем с интеграцией с нашими системами. Оптимистичные сроки запуска этого приложения — следующий учебный год. Суть приложения состоит в том, что у каждого студента будет свое персональное расписание, которое можно импортировать в календарь устройства, также будет возможность получать push уведомления об изменениях в расписании».

Сотрудничество

Центр развития образовательной среды и Дирекция информационных технологий открыты к сотрудничеству. Если у кого-то есть какие-либо конструктивные идеи по поводу изменения дизайна, разработки новых модулей, свои идеи и предложения вы можете присылать на [email protected] Также у вас есть возможность сделать данные проекты в рамках курсовых работ или ВКР.

Автор: Наталья Нестерова

Иллюстрации: Катя Гущина


Lms и lcms — в чем разница

Часто LMS путают с LСMS, но это разные вещи. LCMS — это тоже система управления. Только с ее помощью управляют не обучением людей,  а контентом. Аббревиатура расшифровывается как Learning (обучение) Content (содержание, наполнение) Management (управление) System (электронная система).

LCMS подтягивает курсы из различных библиотек и формирует учебную программу под потребности каждого студента. Например: на старте новый сотрудник проходит тест на знание английского, и система по итогам тестирования подбирает курсы.

В LMS проходит обучение по уже существующим программам, заранее загруженными администраторами. LMS работает с готовым учебным контентом, в отличие от LCMS, которая формирует его динамически.

Lms и сдо. в чем разница?

LMS и СДО понятия хоть и схожие, но небольшие различия имеются. Давайте разберемся подробнее.

LMS или Система управления обучением — приложение для администрирования учебных курсов в рамках взаимодействия между преподавателями и обучающимися между собой на расстоянии. Это программное решение необходимо для планирования и управления всеми учебными мероприятиями в организации.

Цель — управление процессом обучения, отслеживание прогресса изучения материалов и развития учащихся по всем типам мероприятий.

Частым заблуждением является то, что LMS подразумевает только дистанционное обучение. Это не так, она помогает организовать все формы обучения: очную, дистанционную, индивидуальную и групповую. Это осуществимо благодаря тому, что с помощью LMS можно организовывать различные формы коммуникации. Например: онлайн-трансляции, форумы, чаты и рассылки.

СДО или Система дистанционного обучения — совокупность организационных, телекоммуникационных и педагогических ресурсов, обеспечивающих вовлеченность в создание и практическое осуществление образовательных программ с использованием технологии дистанционного обучения (ДО).

ДО — процесс взаимодействия преподавателя и учащихся между собой на расстоянии, содержащий все присущие учебному процессу компоненты:

  • цель;
  • содержание;
  • методы;
  • средства обучения.

Цель СДО — систематизация и организация взаимодействия преподавателей и учащихся посредством интернет-технологий.

Важным фактом является то, что дистанционное обучение исключает очные форматы, отсюда и нюанс в значениях. Потому что LMS позволяет проводить курсы не только удалённо, но и офлайн.

Виды lms-платформ

Можно выделить два основных вида таких систем: серверные и облачные. Давайте разбираться, чем они отличаются.

Серверная LMS устанавливается на сервер владельца и работает с пользователями через Браузер. Это самый первый вид LMS, который возник в университетах и до сих пор пользуется у них спросом. Также его выбирают владельцы больших корпораций, которым важен полный контроль над системой и информационная безопасность.

Недостатками серверных систем дистанционного обучения являются затраты на приобретение сервера, программного обеспечения и администрирования.

Облачные решения — самый распространенный вид платформ для дистанционного обучения. Из-за простоты и легкости в использовании их выбирают как владельцы частных онлайн-школ, так и руководители компаний для улучшения корпоративного обучения.

На рынке есть как готовые программные продукты, так и системы, которые можно дорабатывать, добавляя новые функции, исходя из целей и специфики обучения. Пользуясь готовыми решениями придется подстраиваться под их возможности, брать во внимание имеющиеся ограничения и следовать стандартам. Поэтому большинство фирм и учебных заведений все чаще принимают решение о внедрении системы с открытым исходным кодом.

Как выбрать lms

Выбор системы — самый важный момент в запуске дистанционного обучения. Вот чек-лист, по которому вам будет проще принять решение:

  • Справочные материалы. Располагает ли сайт компании точными данными о функциях и возможностях системы обучения, есть ли раздел ответов на часто задаваемые вопросы?
  • Техподдержка. Возможно, вам будет необходимо задать вопросы менеджеру либо техническому специалисту. Насколько оперативно осуществляется обратная связь? Является ли помощь квалифицированной?
  • Администрирование. Как настраивается система, есть ли сложности в настройке пользовательских профилей  и обработке материалов?
  • Кастомизация. Как быстро настраивается портал в соответствии с требованиями вашего корпоративного стиля?
  • Демо-версия. Есть ли возможность попробовать ознакомительный вариант перед покупкой платной платформы ?
  • Удобство интерфейса. Возможно ли самостоятельно изучить функционал системы, не прибегая к помощи технических документов?
  • Внесение изменений в контент. Может ли автор учебного курса самостоятельно редактировать материал после того, как он загружен на сервер организации?
  • Разработка тестов. Предусмотрена ли программой возможность разрабатывать тесты различных типов, опросы, решать их в режиме реального времени с моментальным выведением итогового результата?
  • Проведение вебинаров. Сможете ли вы самостоятельно вести и сохранять вебинары? Насколько удобно пользование вебинарной комнатой? Соответствует ли ее вместимость количеству обучающихся?
  • Чаты, форумы, микроблоги. Могут ли пользователи в процессе обучения обмениваться сообщениями, создавать обсуждения и вести микроблоги?
  • Получение прибыли. Позволяют ли характеристики купленной платформы продавать учебные курсы?
  • Кроссплатформенность. Работает ли система на планшетах или смартфонах? Просматриваются ли материалы  курса в корректном виде с телефона или планшета?
  • Геймификациия. Для стимулирования учебного процесса в некоторых системах вам будут предложены различные рейтинги, могут использоваться бейджики.
  • Добавление участников. Могут ли желающие зарегистрироваться самостоятельно? Возможно ли автоматическое добавление из списка?
  • Изменение профиля. Есть ли у обучающихся возможность дополнять или менять параметры своего профиля, а также видеть собственные достижения?
  • Объединение пользователей в группы. Сможете ли вы группировать пользователей для того, чтобы назначить каждой группе индивидуальное направление учебы?
  • Поиск и фильтры. Доступен ли поиск нужного человека в общей базе?
  • Изменение статуса. Возможно ли изменять настройки прав доступа?
  • Опросы. Сможете ли вы проводить массовые опросы?
  • Отправка уведомлений. Будет ли пользователь получать уведомление, если в системе происходят различные изменения, например, назначается очередной курс или для него отправлено сообщение?
  • Очные занятия. Учитываются ли итоги обучения, проведенного в очной форме?
  • Шаблоны отчетов. Располагает ли система возможностью составления различных популярных отчетов для отслеживания достижений пользователей?
  • Уникальные отчеты. Сможете ли вы составлять уникальные отчеты?
  • Вопросы планирования. Есть ли в системе функция составления календарей, графиков обучения, которые позволят спланировать процесс для объединений или отдельных учащихся?
  • Платежи. Сколько будут стоить продукты и услуги, оплачиваемые единоразово при внедрении системы?
  • Стоимость подписки. Из каких параметров складываются расценки годовой подписки, какие факторы влияют на ее величину?

Каждая система имеет как преимущества, так и недостатки, и в зависимости от запросов организации, а также особенностей учебного процесса и наличия корпоративного портала делается выбор в пользу той или иной компании. Следующим этапом будет ознакомление с условиями, апробация и покупка лицензии.

Далее настраивается учебный портал, формируется и загружается материал для обучения и списки учащихся. Учет посещаемости, подведение итогов, составление рейтингов, контроль усвоения знаний осуществляет сама система. Вам останется лишь выдать сертификаты о прохождении обучения.

Если у вас остались вопросы , смело задавайте их в комментариях!

Как выбрать платформу для онлайн-курса | онлайн-курс «современное курсостроение»

Всегда используйте готовые решения, если они вам подходят. Сейчас очень много сторонних сервисов, внешних хранилищ и способов их синхронизации. К тому же они постоянно обновляются. Это быстрее и дешевле, чем изобретать велосипед. См. SaaS
Наиболее распространенные LMS имеют открытый исходный код (open sourсe). Это значит, что код доступен для просмотра и изменения. На основе этого кода можно развернуть LMS в какой-то из версий на своей площадке. Активное сообщество разработчиков постоянно дорабатывает его, дописывает новые элементы: например, задания специфических форматов, новые инструменты для аналитики.
LMS с открытым исходным кодом. Open edX — гибкий инструмент, но для его инсталляции нужен опытный разработчик. Функционал Open edX очень широкий, на многие специфические запросы можно найти готовое решение на GitHub, но потребуется время для инсталляции нового элемента. Интерфейс LMS меняется в соответствии с глобальными трендами. Например, в последней версии Ginkgo расширено поле для учебных материалов, а навигация сделана более лаконичной. Мобильное приложение находится в разработке. На официальном сайте Open edX говорится, что LMS используется более чем сотней площадок. Платформа Лекториум, на которой вы сейчас обучаетесь, сделана на Open edX. Его используют такие площадки как Open Proffession, Национальная платформа Открытое образование и портал дистанционного обучения УрФУ.
Британская площадка, которая предоставляет свою LMS в пользование вместе с командой поддержки и маркетинга. Futurelearn предлагает партнерам свою помощь и в разработке онлайн-курсов. Сотрудничает более чем с сотней университетов, общественных организаций и компаний. Проект делает акцент на медийности. Это проявляется и в качестве видеоконтента, и в интерфейсе платформы.
У Futurelearn одна из первых LMS, на которой общение пользователей онлайн-курсов было организовано не в виде форума с ветками для обсуждения отдельных тем, а в формате комментариев, которые можно оставить к любому разделу курса. Такой формат близок к интерфейсам социальных сетей и, как правило, положительно влияет на количество сообщений на курсе. Недостаток в том, что общение плохо структурировано: уже через полчаса трудно вспомнить, под каким именно видео кто-то кидал интересную ссылку или дал ценный комментарий.

Как работает lms

LMS часто сравнивают с виртуальным классом, в котором вы обучаете студентов или сотрудников в любой точке мира, а также отслеживаете успеваемость. Рассмотрим, как работать в LMS, на примере iSpring Online. Чтобы запустить обучение, вам нужно будет сделать всего 3 шага:

  1. Подготовить материалы для обучения и загрузить в систему. В список материалов можно включить лекции, опросы, видеоуроки и вебинары, книги или презентации –  в зависимости от разработанной системы обучения.
    Загрузка учебных материалов в iSpring Online LMS
  2. Назначить материалы пользователям.Теперь пользователи могут изучить учебную программу, по завершению которой пройдут тест.
    Учебные программы в iSpring Online LMS
  3. Отслеживать статистику. LMS автоматически формирует отчеты по успеваемости пользователей. В режиме реального времени вы можете проверить, сколько человек изучили курс, какой балл получили за тест и какие ошибки допустили.Статистика по результатам обучения в iSpring Online LMS

Системы позволяют отслеживать такие параметры:

  • как часто заходил пользователь на портал
  • сколько учебных материалов изучил
  • какие ошибки допустил в тесте

Администратор LMS может в любой момент получить информацию о любом из обучающихся.

Недостатки

  • Цена. Стоимость платформы напрямую зависит от производственных запросов. Но если предполагается корпоративное обучение, будьте готовы отдавать от 24 000 до 600 000 руб. ежегодно.
  • Кроссплатформенность. Если необходимо, чтобы обучающиеся могли использовать в процессе различные гаджеты, постарайтесь учесть это при выборе системы, так как не все из них предусматривают корректное отражение курса на мобильных устройствах.

Обзор современных lms-систем

Теперь, когда вы понимаете, что такое система управления обучением, мы хотим познакомить вас с наиболее популярными LMS системами и рассказать об их основных преимуществах и недостатках.

1. eTutorium LMS

Облачный сервис для организации дистанционного обучения с конструктором тестов и опросов, встроенной вебинарной платформой и инструментами мотивации. eTutorium отлично подходит для проведения вебинаров, совещаний, тренингов и других форм обучения.

Плюсы: бесплатный тестовый доступ в течение 14 дней, понятный интерфейс, встроенные инструменты геймификации, подробная аналитика.

Минусы: не поддерживает SCORM – пакеты, отсутствие широкого пакета интеграций

Плюсы и минусы lms moodle

К преимуществам этой системы мы относим:

  • Бесплатное программное обеспечение;
  • Неограниченное количество пользователей;
  • Поддержка >100 языков;
  • Широкий спектр поддерживаемых форматов;
  • Доступ с мобильного приложения Moodle Mobile;
  • Удобный редактор для создания тестов, лекций, опросов;
  • Адаптивный интерфейс;
  • Система отчетности: выгрузка отчетов;
  • Интеграция с другими системами;
  • Возможность кастомизации.

К недостаткам Moodle обычно относят интерфейс, который на первый взгляд может показаться сложным. Но его легко изменить, используя темы, которые скачиваются с официального сайта.

Если вам нужна кастомная LMS в корпоративном стиле. с теми функциями, которых нет в большинстве платформ, вы всегда можете обратиться к нам.

Дело в том, что открытый код платформы позволяет изменить и доработать платформу в точном соответствии с вашим техническом заданием и подготовить интерфейс таким образом, что корпоративный стиль будет выражаться не только в наличии логотипа и необходимых цветов, но и в точном соответствии брендбуку.

Например, для компании ЮMoney мы разработали дизайн, который ничем не отличается от интерфейса на экране пользователя сервиса.

Преимущества

  • Cокращение расходов на обучение. К примеру, компания MW-light, используя платформу iSpring, сократила затраты на обучение одного сотрудника в 20 раз. Источник.
  • Свободный доступ к информации. Материалы доступны для всех пользователей, где бы они ни находились.
  • Безлимитное облачное хранилище. В LMS можно загрузить любое количество курсов, видео.
  • Обмен опытом. Возможность общения между пользователями, обмена информацией и осуществления обратной связи с администраторами. Система позволяет самостоятельно выбрать формат общения: чаты, блоги, форумы, конференции.
  • Подробная статистика. Программа отслеживает посещаемость, успеваемость, степень овладения материалом и пр. Некоторые платформы имеют собственные конструкторы отчетов, позволяющих создавать уникальные формы.
  • Полноценная аттестация. Возможность организовать не только дистанционное обучение, но и тестирование и аттестацию сотрудников.
  • Простое обслуживание.  Современные системы может администрировать один сотрудник сотрудник, не имеющий специального технического образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *