Автоматизация звука [Р’]

Автоматизация звука р

[Р]

1.   Повтори
слоги.                                                     
1

Дра        дра-дро             дра-дру-дры

Дро        дру-дры            дро-дра-дру

Дру        дро-дру             дры-дро-дра

Дры       дры-дра             дру-дры-дро

2.   Повтори
слова.

Драп, драка, дразнит, дрозд, дробь, дрожжи, друг, дружный, дружба, драчун, дракон, драгоценность, драже, дрожать, дрофа, дрова, дровосек, друзья, дружина, Дружок,
другой.

3.   Посчитай
слова до 5.

Дрозд, друг, дракон, дровосек.

4.   Игра «Один
– много».

Дрозд – дрозды

Драка – …

Драчун – …

Дракон – …

Друг – …

Дробь – …

Дрофа – …

Драгоценность – …

[Р]

1.   Назови
ласково.                                                    
2

Дракон – дракончик

Друг – …

Дрова – …

2.   Изменяй
предложения.

Я звоню другу. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я покупаю дрожжи.

Я вижу дрозда.

Я дрожу от холода.

Я несу дрова.

Я читаю о драконах.

Я съем другое драже.

3.   Повтори
предложения.

Дрозды – лесные птицы.

Дрожжи нужны для теста.

Алмаз – драгоценный камень.

Нельзя дразнить собак.

Друзья любят есть драже.

Дровосек заготавливает дрова.

Друзья помогают друг другу.

Драчуны затеяли драку.

[Р]

1.   Повтори
слоги.                                                  
3

Дра-дро-дру

Дро-дры-дра

Дру-дра-дры

Дры-дру-дро

2.   Повтори
слова.

Ведро, бедро, квадрат, подросток, подруга, ядро, пудра, выдра, эскадра, бодрый, мудрый, щедрый.

3.   Игра «Один
– много».

Кедр – кедры

Кадр – …

Ведро – …

Выдра – …

Подруга – …

Эскадра – …

4.   Изменяй
предложения.

Я несу ведро. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я звоню подруге.

Я обведу квадрат.

Я вижу кедр.

Я найду кедровые орешки.

[Р]

1.   Повтори
предложения.                                   
4

Дрозд сел на кедр.

У подруги болит бедро.

Выдры живут в другом лесу.

Для печки нужны дрова.

2.   Повтори
предложения.

У Кати много подруг и друзей.

Подросток несёт ведро с водой.

Таня с подругами гуляет в кедровом лесу.

У кедровых шишек вкусные ядрышки.

Эскадра самолётов летит на юг.

Мама купила пудру в квадратной баночке.

3.   Ответь на
вопросы полным предложением.

Кто рубит дрова?

Где живёт выдра?

Когда дрозды улетают на юг?

Чем достают воду из колодца?

Во что кладут дрожжи?

Что умеет делать дракон?

Что бывает квадратным?

[Р]

1.   Назови
ласково.                                                      
5

Друг – дружок

Подруга – …

Дракон – …

Квадрат – …

Дрова – …

Ведро – …

Ядро – …

Бедро – …

2.   Повтори
слоги.

Тра       тра-тро           тро-тру-тра

Тро       тры-тру          тру-тра-тры

Тру       тро-тры          тры-тро-тра

Тры      тру-тра           тра-тры-тро

3.   Повтори
слова.

Трап, травка, трасса, трапеза, травушка, трос, трон, тройка, тропка, трогать, труд, трус, трубка, трудный, трутень, трава, трамвай, трамплин, траншея, традиция,
тропинка, троллейбус, тростник, Трофим, тромбон, труба, трубач, трубочист, трудиться, трущоба.

[Р]

1.   Посчитай
слова.                                                  6

Тройка, трубка, трамвай, трубач.

2.   Повтори
предложения.

Король сидит на троне.

Трубочист чистит печные трубы.

Трубач играет на трубе.

Тромбонист играет на тромбоне.

По рельсам в городе ездит трамвай.

Петя не может решить задачу, она очень трудная.

Коля сделал в диктанте много ошибок, ему поставили тройку.

Весной вырастает мягкая, зелёная трава.

Труженик не ленится, он много трудится.

Гоночные машины мчатся по трассе.

3.   Изменяй
предложения.

Я бегаю по травке. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я иду по тропинке.

Я копаю траншею.

Я поеду на трамвае.

Я жду троллейбус.

Я буду трудиться.

Я трогаю мягкую травку.

[Р]

1.   Повтори
слоги.                                                        
7

Тра-тры-тро

Тру-тра-тры

Тры-тро-тра

Тро-тру-тры

2.   Повтри
слова, поиграй в игру «Один – много».

Матрас, тетрадь, отрава, метро, ситро, патрон, ватрушка, петрушка, торывок, утро, гетры, отруби, отражение, метр, литр, Пётр, театр, осётр, осмотр, сантиметр,
педиатр.

3.   Назови
ласково.

Матрас – матрасик

Патрон – …

Тетрадь – …

Матрос – …

Ватрушка – …

Отрывок – …

4.   Повтори
предложения.

Под землёй ездят метро.

Ученик достал книги и тетради.

Бабушка испекла с творогом ватрушки.

Вечером мама и папа пойдут в театр.

Для ружья нужен патрон.

Детский врач – это педиатр.

На кровати лежит мягкий матрас.

Зарядку делают утром.

[Р]

1.   Повтори
предложения.                                          
8

У Петрова в тетради тройка.

Папа потрошит осетра.

Матрос идёт по трапу.

Трофим сажает петрушку.

Петр едет в школу на метро.

Трое матросов ждут трамвай.

Мама ведёт сына на осмотр к педиатру.

У метро будет театр для детей.

2.   Изменяй
предложения.

Я ем ватрушку. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я буду матросом.

Я пойду в театр.

Я не трогаю чужую тетрадь.

3.   Продолжи
предложение по образцу.

Катя заходит в метро, а Коля выходит из метро.

Ваня заходит в трамвай, а Дима…

Таня убирает тетрадь, а Валя…

Миша идёт в театр, а Петя…

Николай продаёт трубу, а Трофим…

Маша садится на матрас, а Даша…

Дима поднимается на трамплин, а Толя…

Вова копает траншею, а Ваня…

[Р]

1.   Повтори
слоги.                                               
9

Тра-дра      дра-дра-тра

Дро-тро     тро-дро-дро

Дру-тру     дру-тру-тру

Тры-дры    тры-дры-дры

2.   Повтори
слова.

Трава, трамвай, тройка, тромбон, матрос, метро, пудра, квадрат, трудный, хитрый, мудрый, щедрый.

3.   Повтори
предложения.

У Петра много друзей.

Трамваи идут один за другим.

У троих подружек костюмы снежинок.

Трудно подражать пению дрозда.

4.   Продолжи
предложения по образцу.

Оля подражала трубачу, и Дима подражал трубачу.

Таня дотронулась до стенки, И Ваня…

Ива отражалась в воде, и берёза…

Настя отрывала листок, и Петя…

Юля дрожала от холода, и Саша…

Даша дрыгала ногой, и Миша…

Лена трубила на тромбоне, и Тёма…

Наташа драила песком ведро, и Олег…

[Р]

1.   Выучи
чистоговорки.                                        10

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры.

2.   Повтори
предложения.

Папа дотрагивается до шкафа.

Мама едет на трамвае.

Сын отражается в прозрачной трубе.

Бабушка печёт ватрушки для Петра.

Дедушка выходит из троллейбуса.

Тётя Тоня беседует с подругой.

Дядя Трофим сидит за кедром.

[Р]

1.   Повтори
слоги.                                                    
11

Стра, стро, стру, стры, втра, втро, втру, втры, штра, штро, штру, штры, здра, здро, здру, здры.

2.   Повтори
слова.

Страх, страус, стража, стройка, строчка, стружка, иностранец, сестра, страна, строгать, струя, страница, остров, острая, быстрая, пёстрая, штраф, втроём, завтра,
завтрак, здравствуй, здравница, поздравлять, поздравление.

3.   Повтори
предложения.

Трамвай едет быстро.

У страуса быстрые ноги.

У сестры много пёстрых лент.

Завтра утром я поздравлю маму.

На завтрак у Петра чай с ватрушками.

Строители быстро построили дом.

Папа строгает доски, поэтому летят стружки.

На странице строчки на иностранном языке.

4.   Изменяй
предложения.

Я строю дом. ты… он… она… мы… вы… они…

Я вижу страуса.

Я подметаю стружки.

Я иду завтракать.

[Р]

1.   Изменяй
предложения.                                        12

Я покупаю острый нож ты… он… она… мы… вы… они…

Я быстро читаю.

Я еду в другую страну.

Я построю домик для дроздов.

2.   Выучи
скороговорки.

Трое трубачей трубили в трубы.

Друг – у друга, подруга – у подруги.

Дружат с другом. Дружат и с подругой.

3.   Продолжи
предложения по образцу.

У Нади 1 пёстрая лента, а у Кати 2 пёстрые ленты.

У Вани 1 острый ножик, а у Вити 2…

У Пети 1 страшный мультфильм, а у Алёши 2 …

У Димы 1 быстрая машинка, а у Миши 2 …

У Трофима 1 иностранная книга, а у Петра 2…

У Саши 1 строгий учитель, а у Люды 2 …

[Р]

1.   Повтори
слоги.                                                     
13

Ра             ра-ро-ру

Ро             ры-ру-ра

Ру             ро-ра-ры

Ры            ру-ры-ро

2.   Повтори
слова.

Рак, радио, радуга, радость, раковина, рот, роза, Рома, робот, Родина, ручка, русский, рысь, рыба, рынок, работа, ракета, ракушка, рассказ, расчёска, рука, ручей,
рукав, рубашка, рукавица, рыбак, рычаг, роса, родник, Россия.

3.   Повтори
предложения.

У Раи отец – рабочий.

У Ромы на руке рана.

На кухне работает радио.

На Рому нападает рой ос.

На рынке много рыбы.

Рысь рыщет за добычей.

Рая расчёсывает волосы расчёской.

Мама зашивает рукав у рубашки.

[Р]

1.   Продолжи
предложения.                                  
14

Рысь роет ямку.

Рыбак пошёл на рыбалку.

Русские живут в России.

Рая видит рака на дне ручья.

Рабочий работает на заводе.

Рома написал в тетради рассказ.

2.   Изменяй
предложения.

Я мою руки. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я поймаю рыбу.

Я пишу в тетради ровно.

Я разыщу рака.

Я радуюсь новому ранцу.

[Р]

1.   Повтори
слоги.                                                 
15

Ра-ро-ру

Ры-ру-ра

Ро-ра-ры

Ру-ры-ро

2.   Повтори
слова.

Гора, нора, дыра, баран, буран, сарай, операция, перо, народ, пирог, порог, сироп, сорока, ворона, оружие, Маруся, кенгуру, кукуруза, старуха, зарубка, нарыв,
корыто, порыв, шары. Дворы, топоры, фара, пещера, ураган, муравей, барабан, парашют, парус, поручение, карусель, подарок, паровоз, пёрышко.

3.   Назови
ласково.

Корова – коровка

Коробка – …

Дорога – …

Пирамида – …

Подарок – …

Перо – …

Пирожок – …

Дырка – …

Норка – …

Корка – …

Творог – …

Сарафан – …

[Р]

1.   Изменяй
предложения.                                        
16

Я еду в гараж. Ты… он… она…мы.. вы… они…

Я учу уроки.

Я ем макароны.

Я собираю ракушки.

Я стираю рубашку.

Я работаю на огороде.

2.   Повтори
предложения.

Ира собирает ракушки.

Рома едет на пароходе.

Корова подходит к воротам.

Ворона сидит в огороде.

Шуру ведут за ручку.

У старухи старое корыто.

Шофёры завели моторы.

У Юры на руке нарыв.

От мороза на окне разные узоры.

У мамы на руках румяный карапуз.

В нашем городе широкие дороги.

Маруся катается на карусели второй раз.

3.   Выучи
чистоговорку.

Ра-ра-ра, у мышки старая нора.

Ро-ро-ро, у норы лежит перо.

Ру-ру-ру, загораживает вход в нору.

Ры-ры-ры, никак не выйти из норы.

[Р]

1.   Повтори
слова.                                                      
17

Гараж, гитара, пирамида, карандаш, корона, мороз, ворота, огород, воробей, операция, макароны, микстура, старый, серый, оранжевый, дорогой.

2.   Повтори
предложения.

Ира несёт розу.

Юра учит уроки.

Шура моет раму.

Мама Киры работает вечером.

Шофёры идут в гараж.

В серой коробке лежат старые карандаши.

3.   Выучи
скороговорку.

Барабанщик барабанит в барабан.

4.   Повтори
чистоговорки.

Ра-ра-ра, на рукаве дыра.

Ра-ра-ра, на дубе старая кора.

Ро-ро-ро, воробьиное перо.

Ру-ру-ру, быстро скачет кенгуру.

Ру-ру-ру, мама штопает дыру.

Ры-ры-ры, в лесу летают комары.

Ры-ры-ры, на ниточках шары.

[Р]

1.   Выучи
стихотворение.                                         
18

Горошина.

Горошина, горошина,

Какая ты хорошая.

Какая ты хорошая,

Зелёная горошина.

2.   Повтори
слоги.

Ар           ар-ор                 ар-ур-ир

Ор           ор-ур                 ор-ир-ур

Ур           Ур-ир                Ур-ар-ор

Ир            Ир-ар               Ир-ор-ар

3.   Повтори
слова.

Пар, удар, загар, комар, повар, пожар, хор, бор, забор, мотор, топор, спор, мир, жир, сыр, кефир, зефир, шнур, ковёр, актёр, костёр, боксёр, шофёр, монтёр, веер,
пионер, катер, ветер, вечер, свитер.

4.   Изменяй
предложения.

Я несу топор. Ты… он… она… мы… вы…они…

Я пью кефир.

Я ем помидор.

Я тяну шнур.

Я жду катер.

Я найду мухомор.

 [Р]

1.   Повтори
чистоговорки.                                         
19

Ар-ар-ар, из чайника идёт пар.

Ар-ар-ар, Вову укусил комар.

Ар-ар-ар, в доме начался пожар.

Ор-ор-ор, в зале выступает хор.

Ор-ор-ор, на даче высокий забор.

Ор-ор-ор, у машины завели мотор.

Ур-ур-ур, за телефоном тянется шнур.

Ир-ир-ир, Таня пьёт кефир.

Ыр-ыр-ыр, мама покупает сыр.

Ёр-ёр-ёр, дети потушат костёр.

Ёр-ёр-ёр, папа чистит ковёр.

Ёр-ёр-ёр, машины водит шофёр.

2.   Повтори
предложения.

Егор ест зефир.

Дровосеку нужен топор.

Шофёр заводит мотор.

Ветер усиливает пожар.

Повар моет помидор.

Самовар пускает пар.

Комар сядет на забор.

Похожее:  ПСК Личный Кабинет для физических и юридических лиц

Завтра надо купить сыр и кефир.

[Р]

1.   Выучи
скороговорку.                                         
20

– Егор, Егор! Покажи свой двор!

– А вот мой двор, зелёный забор.

2.   Послушай
предложения. Назови профессии.

Водит машину.

Работает в шахте, добывает уголь.

Играет в кино и театре.

Ремонтирует лифт.

Работает на комбайне, убирает хлеб.

Работает в ресторане, готовит еду.

Лепит из глины горшки и вазы.

Работает в котельной.

Выдаёт билеты в трамвае и автобусе.

Экзаменует студентов на экзамене.

Пишет музыку.

Перевозит деньги.

[Р]

1.   Повтори
слова.                                                       21

Арбуз, арфа, марка, артист, парта, карта, картина, карман, фартук, форма, горка, корка, норка, орден, норма, корзина, георгин, тормоз, Мурка, шкурка, пурга,
куртка, ферма, верба, зерно, черта, дырка, март, карп, зоопарк, марш, торт, корм, морж, шторм, корт, сорт, порт, насморк.

2.   Повтори
предложения.

В кармане дырка.

В корзине огурцы.

Шофёр тормозит.

У Мурки мягкая шёрстка.

У мышки в норке корка.

В зоопарке живёт морж.

Дует северный ветер.

В августе идёт уборка зерна.

Сержанту дали орден.

Картошка кипит в горшочке.

У старшей сестры насморк.

Барбос любит мясные консервы.

В кармане куртки лежат перчатки.

Для борща нужны свёкла, морковь, капуста и картошка.

[Р]

1.   Изменяй
предложения.                                      22

Я покупаю торт. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я чищу картошку.

Я вешаю картину.

Я несу арбуз.

Я топаю по паркету.

Я вырву сорняк.

Я первым сяду за парту.

Я держу корзину с огурцами.

2.   Выучи
стихотворение.

Мухомор.

В яркой куртке мухомор

Гордо сел на косогор.

Нам не нужен мухомор,

Не пойдём на косогор.

[Р]

1.   Повтори
слоги.                                                  
23

Ра-ро-ру             ор-ур-ир

Ры-ру-ра            Ур-ир-ар

Ро-ры-ра            ар-ор-ур

2.   Послушай
слова, повтори только те, в которых есть звук Р.

Нога, роза, рука, коса, баран, вагон, пирог, батон, нора, гора, вата, вода, сок, сыр, шум, пар. Носок, палец, забор, топор, карта, майка, дырка, норка.

3.   Повтори
предложения.

Артем стоит у парты.

Арбузы растут на огороде.

Вера живёт на Арбате.

Ира нарвала ромашек.

Федор надевает куртку и перчатки.

В порту много кораблей и катеров.

У Шуры на фартуке карман.

Кира отвечает урок за партой.

Осенью идёт уборка урожая.

Барбос рычит на Мурку.

Дежурный раздаёт тетради.

Верба распускается рано весной.

Рая вертит ручку мясорубки.

На вершине горы стоит горный баран.

В руках у дяди Егора рубанок и топор.

Зимой Рома катается в парке с горки.

[Р]

1.   Изменяй
предложения.                                       
24

Я работаю поваром. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я рву ромашки.

Я разведу костёр.

Я каркаю, как ворона.

Я собираюсь в цирк, я порву старый билет.

Я разведу руки в стороны.

Я вырываю сорняки на огороде.

Я рано разбужу Артёма.

Я разведу костёр у ручья.

[Р]

1.   Повтори
слоги.                                                         25

Пра        пра-про-пру

Про        про-пру-пры

Пру        пру-пры-пра

Пры       пры-пра-про

Апр       апр-опр-упр

Опр       опр-упр-ипр

Упр       упр-ипр-апр

Ипр       Ипр-апр-опр

То же со звуком Б: бра, бро, бру, бры.

То же со звуком К: кра, кро, кру, кры.

То же со звуком Г: гра, гро, гру, гры.

2.   Повтори
слова.

Правда, праздник, прачка, провод, продукт, простуда, простыня, пруд, пружина, прыжок, брат, брак, браслет, брошка, брови, бросать, брусника, брызги, брынза,
брыкается, кран, краска, крапива, кровь, крошка, круг, кружка, крупа, крыса, крыжовник, град, градусник, графин, граната, гром, гроза, группа, груша, грузовик, грызун, направо, напротив, оправа,
запрос, запруда, упругий, обрыв, собрание, кобра, образ, зебра, доброта, икра, микроб, вокруг, сокровище, укрытие, мокрый, игра, фотография, угроза, сугроб, огрызок, фотограф.

[Р]

1.   Назови
ласково.                                                
26

Брат – братик

Браслет – …

Пружина – …

Пруд – …

Прыжок – …

Простыня – …

Краска – …

Кружка – …

Графин – …

Груша – …

Грузовик – …

Игрушка – …

2.   Повтори
предложения.

У брата простуда.

Зебра брыкается.

Продукты продают в магазине.

Продавец продаёт брынзу.

У брата завтра праздник.

Направо от пруда стоят кедры.

Бобры построили запруду.

Подруги собрали бруснику.

Мама провожает папу на собрание.

У прабабушки прочная оправа для очков.

[Р]

1.   Повтори
предложения.                                          
27

Крыса грызёт крупу.

Крысы – это грызуны.

Грузовик везёт груши.

Друзья нашли сокровища.

Мама покупает красную икру.

Идёт гроза, грохочет гром.

У друзей красивые кружки.

Скамейка покрашена красной краской.

Зимой вокруг дома много сугробов.

На фотографии крапива и крыжовник.

Друзья играют с подъёмным краном, они строят дом.

2.   Изменяй
предложения.

Я продаю продукты. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я брошу пружинку.

Я грызу грушу.

Я накрою ведро крышкой.

Я боюсь грозы и грома.

Я играю на траве с игрушками.

[Р]

1.   Повтори
слова.                                                      28

Фраза, француз, фрукт, фронт, врач, враг, вращение, овраг, сразу, сравнение, сражение, справка, мрак, сумрак, домра, нрав, храп, хруст, храм, шрам.

2.   Изменяй
предложения.

Я продаю ковры. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я прыгаю, как пантера.

Я рою норку, как крот.

Я пью кефир из кружки.

Я грызу твёрдую баранку.

Я кручу обруч в руке.

3.   Повтори
предложения.

Пруд зарос травой.

Роман чинит пружину.

Воробей прыгает по дорожке.

Проводник размещает пассажиров.

Брат работает инженером-строителем.

У Артёма чёрные брови.

С огорода собран урожай.

Рая обрызгивает розы водой.

У Вероники – брошка и браслет с изумрудами.

Прабабушка готовит брусничный морс.

[Р]

1.   Повтори
предложения.                                        
29

Врач промывает рану.

Фрося собирает фрукты в корзинку.

Коровы пьют воду в ручье.

У Юры в руке карандаш.

В универмаге продают ковры.

Петрушка растёт в огороде.

Трутни не собирают мёд.

Друзья собираются на экскурсию.

Шура открывает кран.

Кур кормят крупой.

Продаются консервы из крабов.

Крот портит корни растений.

Вокруг забора растёт крапива.

Егор пьёт кефир из кружки.

На воротнике красивые кружева.

Крыша покрашена красной краской.

В овраге протекает ручей.

Вера грызёт твёрдую грушу.

Грузовик везёт арбузы на рынок.

Пограничники охраняют границу.

[Р]

1.   Назови
ласково.                                                   
30

Красный карандаш – красненький карандашик

Чёрное перо – …

Розовая брошка – …

Хорошая рубашка – …

Короткий рассказ – …

Красивый браслет – …

2.   Выучи
стихотворение.

Крот.

Дни и ночи напролёт

Роет крот подземный ход.

Что же надо там кроту?

– Потемнее темноту.

3.   Выучи
скороговорки.

Трут морковь на тёрке Рае и Егорке.

У крутой горки кротовые норки.

У Кондрата куртка коротковата.

[Р]

1.   Повтори
слоги.                                                       31

Пра-рпа                   
бра-рба

Про-рпо                   
бро-рбо

Пру-рпу                   
бру-рбу

Пры-рпы                 
бры-рбы

2.   Повтори
слова.

Размер, раствор, разговор, проверка, простор, мрамор, кругозор, прорубь, оркестр, фарфор, квартира, маршрут, аэродром, термометр, транспорт, трактор, прорыть,
разорвать, пробраться, раскрывать, разворачивать, разгружать, разбирать, сортировать.

3.   Повтори
предложения.

С горы бежит проворный ручеёк.

У Фёдора квартира на втором этаже.

Зимой рыбаки прорубают проруби во льду.

В порту разгружают пароходы и баржи.

У Ромы много разных книжек-раскрасок.

Машину загрузили утром и разгрузили вечером.

Трамвай идёт по первому маршруту.

Маруся разворачивает подарок от подруги.

Метро украшено мрамором и гранитом.

В аэропорту пассажиры проходят проверку багажа.

[Р]

1.   Изменяй
предложения.                                     
32

Я убираю квартиру. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я разбираю игрушечный трактор.

Я прорубаю прорубь.

Я фотографирую друзей.

Я прочитаю скороговорку.

Я марширую с оркестром.

Я разгружаю грузовик с арбузами.

Я раскрашиваю картинки с транспортом.

2.   Выучи
скороговорки.

Проворонила ворона воронёнка.

Мама дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

[Р]

1.   Работа с
текстом:                                              33

·      Прослушать текст.

·      Дать полные ответы на вопросы.

·      Прослушать текст ещё раз.

·      Пересказать текст.

В зоопарке.

Вчера Рома и Рая были в зоопарке. Там они видели много разных животных и птиц.

Роме особенно понравились тигры и пантеры, а Рае – пёстрые зебры и жирафы.

Рома и Рая расспрашивали экскурсовода, где живут эти животные, и чем они их кормят в зоопарке.

Вопросы:

·      Где вчера были Рома и Рая?

·      Кого они видели в зоопарке?

·      Какие животные понравились Роме?

·      Какие животные понравились Рае?

·      О чём расспрашивали Рома и Рая экскурсовода?

[Р]

1.   Работа с
текстом:                                              
34

·      Прослушать текст.

·      Дать полные ответы на вопросы.

·      Прослушать текст ещё раз.

·      Пересказать текст.

Помощница.

Мама у Киры – врач и много работает. Поэтому Кира старается побольше помогать ей по хозяйству. Она выносит ведро с мусором, протирает пыль, покупает
продукты.

Вчера на ужин Кира готовила овощное рагу из картошки, помидоров и кабачков. А сегодня на завтрак – бутерброды с сыром и кофе.

Вопросы:

·      Кем работает мама у Киры?

·      Как Кира помогает маме по хозяйству?

·      Что вчера готовила Кира?

·      Что сегодня на завтрак у Киры?

[Р]

1.   Работа с
текстом:                                              
35

·      Прослушать текст.

·      Дать полные ответы на вопросы.

·      Прослушать текст ещё раз.

·      Пересказать текст.

Друг.

У Егора есть друг. Его зовут Артём Дронов. Егор дружит с ним с первого класса. Вместе Егор и Артём делают уроки, играют в футбол и компьютерные игры.

Как-то раз Егор простудился. Врач прописал ему пить микстуру от кашля. Егор лежал дома в кровати, а Артём купил микстуру в аптеке. Всю неделю Артём навещал своего
друга, рассказывал ему школьные новости.

Вопросы:

·      Как зовут друга Егора?

·      Когда начали дружить Егор и Артём?

·      Что вместе делают друзья?

·      Что прописал врач, когда Егор простудился?

·      Кто купил микстуру в аптеке?

·      Что рассказывал Артём Егору?

[Р]

1.   Работа с
текстом:                                              
36

·      Прослушать текст.

·      Дать полные ответы на вопросы.

·      Прослушать текст ещё раз.

·      Пересказать текст.

Скорая помощь.

Юра живёт с дедушкой и бабушкой. Однажды вечером у старого дедушки заболело сердце. Бабушка вызвала «Скорую помощь».

Скоро в квартиру вошли врач и медсестра. Медсестра сделала дедушке укол, а врач выписал лекарство. На другой день дедушка чувствовал себя хорошо.

Вопросы:

·      С кем живёт Юра?

·      Что заболело у дедушки вечером?

·      Кого вызвала бабушка?

·      Что сделала медсестра?

·      Что выписал врач?

·      Где Юра купил лекарство?

·      Как чувствовал себя дедушка на другой день?

[Р]

1.   Работа с
текстом:                                              
37

·      Прослушать текст.

·      Дать полные ответы на вопросы.

·      Прослушать текст ещё раз.

·      Пересказать текст.

Хорошая учёба.

Ира учится в четвёртом классе. Сегодня на уроке русского языка учитель объяснял новое правило. Ира не очень хорошо его поняла, поэтому подошла к учителю с
вопросами.

В конце четверти была контрольная работа по русскому языку. Ира знала правило и хорошо справилась с контрольной работой. После проверки тетрадей, учитель поставил
пятёрку и похвалил Иру. Ира дома с радостью рассказала родителям о пятёрке.

Вопросы:

·      В каком классе учится Ира?

·      Что объяснял учитель на уроке русского языка?

·      Почему Ира подошла к учителю с вопросами?

·      Что было в конце четверти?

·      Какую оценку поставил учитель?

·      О чём с радостью Ира рассказала родителям?

[Р]

1.   Работа с
текстом:                                              
38

·      Прослушать текст.

·      Дать полные ответы на вопросы.

·      Прослушать текст ещё раз.

·      Пересказать текст.

Театр.

Вчера Шура с родителями ходила в оперный театр на оперу «Снегурочка». Артисты в русских костюмах красиво пели и танцевали. На сцене были декорации, изображающие
русский лес.

Похожее:  Как перевести деньги с МТС на МТС - пополнение телефона с помощью перевода с другого номера

После первого действия оперы начался антракт. Шура с родителями ели в буфете пирожные и мороженое.

Родителям опера очень понравилась. А Шура очень жалела Снегурочку, которая в конце оперы растаяла.

Вопросы:

·      Куда ходила Шура с родителями?

·      Какую показывали оперу?

·      Что делали артисты?

·      Какие были костюмы и декорации?

·      Когда начался антракт?

·      Что ели Шура и её родители в буфете?

·      Кого жалела Шура?

[Р]

1.   Работа с
текстом:                                              
39

·      Прослушать текст.

·      Дать полные ответы на вопросы.

·      Прослушать текст ещё раз.

·      Пересказать текст.

Поход.

Федор с друзьями собрался в поход на байдарках. С собой он взял много разных нужных вещей: продукты, палатку, разобранную байдарку, радио, компас.

Когда Фёдор и его друзья добрались до озера, они собрали байдарки, уложили вещи и поплыли. Вечером они нашли место для ночлега, разбили палатки, разожгли костёр.
На ужин у них была печёная картошка, свежие помидоры и огурцы, а также чай с пирожками.

Вопросы:

·      Куда собрался Фёдор с друзьями?

·      Что взял с собой Фёдор?

·      Когда Фёдор  собрал
байдарку?

·      Что делали друзья вечером?

·      Что было у них на ужин?

Как научиться выговаривать букву «р»

  1. Хорошо помогут скороговорки, в которых часто повторяется звук «р», по несколько минут повторяйте их каждый день.
  1. Можно также подобрать и произносить набор слов, в которых есть буква «р». Например: трактор, работа, пророк, стрекоза, приговор и т.д.
  1. Делайте своеобразную гимнастику для языка. Попытайтесь изо всех сил кончиком языка дотянуться до носа, а затем до подбородка, задержите язык в напряженном состоянии на несколько секунд.
  1. Откройте рот настолько широко, насколько сможете, челюсти должны быть в напряжении. В таком положении постарайтесь достать кончиком языка до неба. Зафиксируйте это положение в течение 10 секунд.
  1. Как ни странно, хорошо помогает изучение разговорного английского языка. Специфическое произношение английского звука «р» невольно заставляет ставить язык в нужное положение и незаметно растягивает «уздечку». Так что займитесь изучением английского – убьете сразу двух зайцев.
  1. Запишите на диктофон свои упражнения в первый день, а потом через неделю и сравните. Так будет понятно, есть ли динамика процесса. Если через месяц занятий не будет заметного эффекта, то не стесняйтесь обратиться к специалисту. Грамотный логопед точно знает, как научиться выговаривать эту букву и подберет для вас индивидуальное лечение, ведь каждый пациент уникален.

Не отчаивайтесь, если природа наградила вас этой маленькой неприятностью. Ее довольно легко исправить. Немого упорства и терпения, и перед вами откроются те двери, которые раньше были закрыты.

Как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?

Подобный дефект речи становится причиной появления разных комплексов и других сопутствующих проблем. Для начала стоит разобраться, почему люди не выговаривают букву «р», так вот причина возникновения подобного дефекта может быть связана с особенностями физиологии или же человек попросту не давал необходимые в детстве нагрузки.

Как взрослому научиться выговаривать букву «р»:

  1. Старайтесь как можно чаще использовать в своей речи слова, которые содержат букву «р». Чтобы контролировать правильность произношения, рекомендуется записать все на диктофон.
  2. Чтобы растянуть подъязычную связку, важно уметь расслаблять мышцы языка, когда он находится в подтянутом состоянии. Для этого широко раскройте рот, высуньте язык и закройте рот, прижимая его зубами. Еще один важный момент – спину прогните вперед. Задержитесь в таком положении на 10 сек.
  3. Выясняя, как быстро научиться выговаривать букву «р», стоит упомянуть упражнение, цель которого заключается в том, чтобы язык дрожал под действием мощного воздушного потока. Высуньте язык и прижмите к нему обе губы. Постарайтесь выдохнуть сильную струю, что должно заставить кончик языка дрожать.
  4. Для того чтобы исправить дефект, важно активировать мышцы, находящиеся на кончике языка. Улыбнитесь, а затем, начните прикусывать кончик языка.
  5. Разбираясь в теме – как выговаривать взрослому букву «р», стоит привести в пример упражнение, которое позволяет растянуть подъязычную связку языка. Задача заключается в том, чтобы плотно прижать кончик языка к небу, а затем, начать пощелкивать им, то в медленном, то в быстром темпе.
  6. Для тренировки координации языка необходимо в быстром темпе менять его положение. Раскройте широко рот, кончик языка поместите на верхние бугры, расположенные за зубами, а затем, опустите его на нижние зубы.

Как самостоятельно, без логопеда, научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?

Здравствуйте!

Ваш вопрос можно разделить на два: 1) можно ли самостоятельно научиться выговаривать звук [Р] (именно звук, т.к произносим мы звуки, а буквы только пишем)? 2) если да, то как?

Давайте разбираться:

  1. Однозначного ответа на первый вопрос нет. Всё зависит от причины возникновения такого дефекта речи, как ротацизм («картавость» во всех её проявлениях). Если вы проанализируете свою речь и поймёте, что неправильно произносите только этот звук и других проблем с речью нет, то, скорее всего, речь идет о таком речевом нарушении, как дислалия (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации (проводимости нервных импульсов) речевого аппарата, то бишь рта). Если вы замечаете за своим языком частые «заплетания», быструю утомляемость, то можно говорить о таком нарушении речи, как дизартрия (нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата). Проверить, есть ли у вас дизартрия, или нет, можно самым простым образом: положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, не придерживайте язык ни зубами, ни губами, рот должен быть открыт. Держим под счет до 10-15. Если вы заметили, что ваш язык «трясется», не может удержать данное положение на протяжении всего времени, знайте — вы столкнулись с тремором (та самая «тряска» языка) и у вас дизартрия. В целом, наиболее частотными являются именно эти два речевых нарушения, при которых люди обращаются к логопеду за помощью в исправлении ротацизма. Поэтому их мы и рассмотрели.
  2. Ответ на второй вопрос будет отталкиваться от первого. Если у вас дислалия, то вам нужно делать артикуляционную гимнастику (гимнастику для языка), поставить звук и его автоматизировать (ввести звук в речь). Если же у вас все-таки дизартрия, то придётся делать логопедический массаж языка, артикуляционную гимнастику, ставить звук и опять-таки его автоматизировать.

Артикуляционная гимнастика на звук [Р] предусматривает следующие упражнения:

-«Заборчик» (широкая открытая улыбка (с зубами))

-«Хоботок» (вытянуть губы трубочкой вперёд, как хобот слона)

-«Иголочка» (вытянуть вперёд острый язычок)

-«Качели» (поднимать кончик языка вверх (за передние верхние зубы) и опускать его вниз (ставить за передние нижние зубы))

-«Парус» (поставить язык на бугорки за передними верхними зубами)

-«Лошадка» (цокать, как лошадь)

-«Грибочек» (это упражнение представляет собой первую часть выполнения «Лошадки». Язык приклеивается/присасывается к небу и не отпускается)

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

  • Длительность выполнения 15-20 минут
  • Желательно выполнять два раза в день
  • Длительность выполнения каждого упражнения не меньше 1 минуты
  • Следить за четкостью выполняемого действия

Как вы поняли, артикуляционная гимнастика для взрослых ничем не отличается от таковой же для детей.

Постановка звука [Р] выполняется несколькими способами:

  • По подражанию: упражнение «Грибок» резко дуем на него (должно получиться что-то вроде тррр); форсированно произносить ДДДД и дуть на язык (получаем дррр); быстро произносим ТД-ТД-ТД и дуем на язык (тррр)
  • Механически: произносим Д-Д-Д… и приводим кончик языка в движение при помощи ванной палочки (под язык ставим наконечник палочки и двигаем рукой быстро вправо-влево). Если не получается поставить палочку под сам кончик языка, двигайте связку, что находится под языком (быстро, но аккуратно!); ЖЗ-ЖЗ-ЖЗ… и опять-таки двигаем язык палочкой. Если нет ванной палочки, можно использовать ваш собственный (ЧИСТЫЙ!) палец.

После того, как язык понял, что такое вибрация, можно переходить к автоматизации звука. Обычно её начинают с работы над открытыми слогами типа «РА-РО-РУ-РЫ-РЭ» и т.д

Повторяйте их до тех пор, пока они не станут получаться так, как вы бы этого хотели. На первых парах можно помогать себе призвуком и произносить ТРА-ТРО-….

Как только прямые слоги получаются на отлично, переходим к обратным типа АР-ОР-УР-ЫР-….

Далее следуют слоги со стечением (два-три согласных звука рядом) типа ДРА, МРА…

Когда работа над слогами пройдена, переходим к словам с нужным нам звуком. Отрабатываем их до совершенства.

После слов, конечно же, идут словосочетания. А за ними предложения.

В интернете советую найти чистоговорки и скороговорки на звук [Р]. Также можно заучивать специальные логопедические рассказы, насыщенные этим звуком (фонетические рассказы).

Что касается массажа при дизартрии, если у вас таковая имеется, то материала в интернете (лучше посмотрите видео) достаточно. Главное — разминать язык, т.к это мышца. Делать это можно руками, зубной щеткой, соской, надетой на шпатель (медицинский).

Более доступный картинный материал к артикуляционной гимнастике можете найти в книге Косиновой «Гимнастика для развития речи».

Картотека логопедических заданий по автоматизации звука р

Речевой материал в заданиях традиционно разделён в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове. Задания могут быть использованы при развитии фонематического слуха и расширения словарного запаса дошкольников. При отсутствии у ребёнка звуков [С], [Ш] , [Л] и других, не рекомендуется произносить слова с этими звуками. В практической деятельности учителя-логопеды могут варьировать порядок заданий.

Занятие 1.

1. Повтори слоги:

РА-РА-РА
РУ-РУ-РУ

РО-РО-РО
РЫ-РЫ-РЫ

РА-РО-РУ
РО-РЫ-РА

РЫ-РУ-РА
РУ-РА-РО

2. Повтори слова:

Рак
Работа
Радио
Рана
Рама
Ранетка
Ракета
Рая

рот
рога
розы
родина
Рома
рота
роса
робот

рыба
рыбак
рысь
рынок
рыть
рывок
рыдать
рыдание
рука
рукав
ручка
рубить
рубаха
руда
рубка
рубанок

3. «Большой – маленький»

Рука- ручка
Рубаха-…
Рана-…
Рот-…
Рома-…
Рыба-….
Ракета-…
Роза-…
Рога-…
Рая-…

4. «Запомни – повтори»:

Рак-рана
Рама-Рая
Радио-работа
Ракета-ранетка
рог-рога
рот-ров
рота-роза
родина-Россия
рыба-рыбак
рысь-рыть
рынок-рывок
рывина-рычаг
рука-рукав
ручка-рубка
руда-рубить
рубка-рубанок

5. Повтори словосочетания:

Розовые розы.
У Раи розы.
Родной дом.
Ровный ров.
Разные рукава.
Разбитая раковина.
Разные шары.
Рычание рыси.
Робкий Рома.
Румяный рулет.
Рыбный рынок.
Радостные родители.

6. Повтори предложения:

Рома поймал рыбу.
Роза рассказывает рассказ.
Рабочие рыли ров.
Рая радует родителей.

Рая надевает рукавицы.
В рундуке рабочая роба.
Рая растит розы.
У Ромы родинка.

У рубахи длинные рукава.
Рома поедет к родным.
У Ромы ракета.
Рабочий идёт на работу.

Занятие 2.

1. Повтори слоги:

АР-АР-АР
УР-УРУР
ИР-ИР-ИР
ОР-ОР-ОР
ЫР-ЫР-ЫР
ЯР-ЯР-ЯР
АР-ОР-УР
ОР-ЯР-ИР
ИР-АР-ОР
УР-ЫР-АР

2. Повтори слова:

Пар
Дар
Шар
Удар
Комар
Загар
Бар

хор
бор
забор
топор
выбор
мотор
набор

пир
мир
тир
кефир
зефир
мундир
командир

ветер
вечер
мастер
веер
катер
номер
танкер

бугор
помидор
мухомор
договор
отпор
узор
двор

3. Повтори пары слов:

Хор-бор
Топор-забор
Мотор-набор
Пар-шар
Удар-загар
Товар-базар

пир-мир
кефир-зефир
ветер-вечер
катер-номер
помидор-мухомор
двор-узор

4. Повтори чистоговорки:

ОР-ОР-ОР – в поле мухомор.
АР-АР-АР – в небе пар.
УР-УР-УР – длинный шнур.
ИР-ИР-ИР – Рома пьёт кефир.
ОР-ОР-ОР – не работает мотор.
АР-АР-АР – на носу сидит комар.
УР-УР-УР – уведите кур.
ИР-ИР-ИР – я хочу увидеть мир.

5. Повторите словосочетания:

Новый забор.
Поёт хор.
У Раи загар.
Родной двор.
Сильный боксёр.
Ядовитый мухомор.
Дать отпор.
Пойду на базар.

Вкусный зефир.
Российский сыр.
Пить кефир.
Купить самовар.
Сказка «Мойдодыр».
Пятый номер.
Вышивать узор.
Подмету двор.

6. Заучи скороговорку:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.


Занятие 3.

1. Повтори слова:

Гора
Дыра
Ура
Нора
Кора
Пора
Ира

тара
пара
фара
гитара
Вера
Кира
Юра

конура
контора
игра
фанера
пантера
детвора
жара

баран
варан
буран
пират
парад
карат
Марат

ворона
корона
порог
творог
урок
горох
народ

город
воробей
хоровод
пароход
герой
дорога
ворота

перо
озеро
бюро
ведро
утро
ядро
бедро

2. Повтори чистоговорки:

Ра-ра-ра- тонкая кора.
Ро-ро-ро- новое перо.
Ры-ры-ры- в небе комары.
Ру-ру-ру- скачет кенгуру.

Ра-ра-ра- высокая гора.
Ро-ро-ро- новое ведро.
Ры-ры-ры- купим всем шары.
Ру-ру-ру- много ягод наберу.

3. «Запомни – повтори»:

Кора-гора-нора
Ура-пора-игра
Фара-пара-гитара
Юра-Ира-Вера
игра-конура-детвора
фанера- пантера-контора
Похожее:  Газпромнефть бонусная карта: личный кабинет, регистрация, активация, проверить баланс

4. Повтори словосочетания:

Тонкая кора.
У забора нора.
Короткий карандаш.
Ароматный пирог.
Широкий порог.

Идёт детвора.
Ровная дорога.
Родной город.
Розовая пантера.
Старое корыто.

Старый сарай.
Острые топоры.
Дорогой подарок.
Серая ворона.
Румяный каравай.

5. «Один – много»

Гора-горы
Нора-норы
Дыра дыры
Пар-пары
Комар-комары
Базар-базары
Фара-фары

узор-узоры
мухомор-мухоморы
топор-топоры
шар-шары
удар-удары
набор-наборы
мотор-моторы



6. Заучи скороговорку:

Тарара-тарара – поднимайся, детвора!
Тарара-тарара – в детский сад идти пора!
Туруру-туруру – поднимаем детвору.
Тырыры-тырыры – нету дома детворы.

Занятие 4.

1. Повтори слова:

Барабан
Таракан
Караван
Ураган

муравей
каравай
веранда
баранка

воротник
огород
бородавки
порода
поросёнок
хворост
паровоз
боровик
пирамида
мороз
корона
гороскоп

2. Договори последний слог:

«РЫ»
Мото…, забо…, набо…, помидо…, самова…, узо…, мунди…, ша…, па….

«РА»
Но…, го…, па…, иг…, детво…, жа…, Ю…, И…, кону…, фа…, панте….

3. Повтори чистоговорки:

Ра-ра-ра- начинается игра.
Ро-ро-ро- мы поедем на метро.
Ры-ры-ры- добежали до горы.
Ру-ру-ру- ручку новую беру.

Ра-ра-ра- весенняя пора.
Ра-ра-ра- мне домой идти пора.
Ры-ры-ры- сидит мышка у норы.
Ру-ру-ру- закатили мяч в дыру.

4. Повтори предложения:

Маруся собирает помидоры.
Рома собирает горох.
Дорога ведёт в город.
У Раи новый сарафан.
Тамара печёт пирог.
Юра не боится мороза.
Корова идёт в сарай.
Ворона клюёт кукурузу.
Роме купили гитару.
Буратино идёт на урок.
На пароходе много детворы.

5. Заучи скороговорку:

Рано, рано, поутру
Скачет рыжий кенгуру.


Занятие 5.

1. Повтори слоги:

АРКА-АРКА-АРКА
ОРКА-ОРКА-ОРКА
УРКА-УРКА-УРКА
АРКА-УРКА-ОРКА

2. Повтори слова:

Арка
Арфа
Карта
Марка
Парта
Марта

карман
картон
картина
картофель
гардина
гармонь

горка
норка
корка
порка
тёрка
каморка

ферма
верба
бирка
фирма
пурга
Мурка

парк
март
порт
корм
торт
борт

верх
карп
герб
корт
горн
морс

3. Повтори словосочетания:

Старая горка.
Северный город.
Озорной воробей.
Короткий ворс.
Яркая картина.
Чёрный картон.

Морской ветер.
Красивые марки.
Царский герб.
Маркая куртка.
Собирать картофель.
Морковный сок.

4. «Назови ласково»

Торт – тортик
Марка-…
Парта -…
Карта-…

карман -…
гармонь -…
картина -…
верба -…
Мурка -…
морс -…
шарф -…
зерно -…

5. Заучи скороговорки:

Заяц Егорка
Свалился в озёрко.
Бегите под горку,
Спасайте Егорку!

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.


Занятие 6.

1. Повтори слоги:

ПРА-ПРА-ПРА
ПРО-ПРО-ПРО
ПРУ-ПРУ-ПРУ
ПРЫ-ПРЫ-ПРЫ

2. Повтори слова:

Правда
Правый
Праздник
Правильный
Право
Прадед
Практика
Прачка

пробка
проба
продукты
просо
простой
провод
продать
проход

прут
прутик
пруд
пружина
прыгать
прыжок
прыгун
прыгунья

3. Повтори слоги и слова:

БРА-БРА – брак
БРА-БРА – браво
БРА-БРА – брать
БРА-БРА – брат
БРА-БРА – брань
БРА-БРА – кобра
БРА-БРА – зебра

БРО-БРО – брови
БРО-БРО – бросать
БРО-БРО – брод
БРО-БРО – бродить
БРО-БРО – бросок
БРО-БРО – бронза
БРО-БРО – бронхит

БРУ-БРУ – брус
БРУ-БРУ – брусок
БРУ-БРУ – брусника

БРЫ-БРЫ – брысь
БРЫ-БРЫ – брызги
БРЫ-БРЫ – брынза
БРЫ-БРЫ – бобры

4. Повтори фразы:

Ровные бруски.
У Ромы бронхит.
Бравый офицер.
Бронзовая награда.
Проводить брата.
Брызгать в пруду.

Бросать пробку.
Прыгать с горы.
Упругая пружина.
Простой карандаш.
Мы видели зебру и кобру.
Проходить по проходу.

5. Заучи скороговорку:

Все бобры добры для своих бобрят.


Занятие 7.

1. Повтори слоги:

ГРА-ГРА-ГРА
ГРО-ГРО-ГРО
ГРУ-ГРУ-ГРУ
ГРЫ-ГРЫ-ГРЫ
ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ
ГРО-ГРЫ-ГРА-ГРО

2. Повтори слова:

Град
Грач
Граф
Грамм
Гранат
Граната
Грамота

грабли
грачата
графин
графиня
градусник
градусы
граница

гром
гроза
грохот
громкий
грозный
груз
грузить

грубый
грустный
грузить
груша
группа
грузовик
груздь
грызун
грызть
ограда
награда
игра
фотография
игрушка

3. Повтори цепочку слов:

Град – грамм – грач
Гром – грохот – гроза
груз – грузить – грузовик
грызть – грызун – огрызок
Грабли – гранат – грамота
Громко – грубо – грустно
ограда – награда – граната
груша – грачата – группа

4. Измени слова по образцу:

Гранат – гранатовый
Груша – грушевый
громкость – громкий
грубость – грубый
груз – грузовой
группа – групповой

5. Повтори предложения:

Грузить груши в грузовик.
Громко грохочет гром.
В небе гром и грохот.
Грызуны грызут огрызок.
На градуснике пять градусов.
Громко грузят груз.
На границе прочная ограда.
В графине грушевый сироп.
Наградить грамотой и наградой.
В группе громкий смех.
Купить гранатовый браслет.

6. Заучи скороговорку:

В небе гром, гроза,
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит.
В небе радуга стоит.


Занятие 8.

1.Повтори слоги:

КРА-КРА-КРА
КРО-КРО-КРО
КРЫ-КРЫ-КРЫ
КРУ-КРУ-КРУ

КРА-КРА-КРО
КРУ-КРУ-КРЫ

КРО-КРО-КРУ
КРЫ-КРЫ-КРА

2. Повтори слова:

Краска
Краб
Крапива
Кран
Край
Красота
Красный

крот
кров
кровь
крона
кроха
кросс
кролик

круг
крупа
крутить
кружить
кружок
круто
крутой

крышка
крыть
крыса
крыша
крышка
крылья
Крым

3. «Назови ласково»

Кран – краник
Краб – крабик
Крот -…
Круг -…
Крыса -…
Крыша -…
Крылья -…
крыльцо -…
кроссовки -…
краска -…
кружка -…
крапива -…
открытка -…
окрошка – ….

4. Повтори словосочетания:

Красный сарафан.
Крытый рынок.
Чёрная краска.
Открытая форточка.
Красивый кролик.

Старая фотография.
Крутой поворот.
Красная строка.
Крупный крыжовник.
Покрасить крышу.
Укротитель тигров.
Красивое покрытие.
Выкрашенное крыльцо.
Закрыть кран.
Закрутить крышку.

5. Заучи скороговорку:

Красной краскою Егор
Красит крышу и забор.

Занятие 9.

1. Повтори слова (слова содержат два звука Р):

Рупор
Радар
Гарнир
Турнир
Гонорар
Фарфор

фермер
Аврора
характер
трактор
пробор
рапорт

прорубь
гардероб
ярмарка
тараторка
мрамор
квартира

маркер
партнёр
курорт
хирург
пробирка
программа

аэропорт
аэродром
бутерброд
круговорот
термометр
оркестр

Разрыв
Разруха
Разгром
Размер
Разговор

раскраска
раствор
конструктор
трансформер
скороговорка
простор
скороварка
пароварка
проигрыш
супермаркет
инструктор
кругозор
разборка
маршрут
проигрыш

2. Повтори словосочетания:

Громкий рупор.
Грамотный инструктор.
Просторная квартира.
Играет оркестр.
Яркая раскраска.
Крупный супермаркет.
Городской транспорт.
Огромный размер.
Красный раствор.

Бутерброд с красной икрой.
Широкий кругозор.
Ровный пробор.
Красивая ярмарка.
Фарфоровая посуда.
Вечерняя программа.
Испорченная пароварка.
Трудная скороговорка.
Короткий разговор.

3. Заучи скороговорки:

Три сороки–тараторки
Тараторили на горке.
(А. Тараскин)

Проворонила ворона воронёнка.

Также по теме:

Постановочные упражнения

Сначала проводится разминочное занятие:

  1. Рот растягивается в улыбке, приоткрывается. Языком поглаживается нёбо от верхнего зубного ряда к нёбному язычку. Повторение 10 раз.
  2. Рот открывается и растягивается в улыбке. Язык высовывается, покачивается по маятниковому принципу. Повторение 20 раз.
  3. Рот открывается в улыбке. Язык прижимается к нёбу так, как при проговаривании смягчённого «Н». С этим положением языка рот широко открывается и закрывается. Повторение 20 раз.
  4. Рот открывается в улыбке. Кончик языка двигается по внутренней стороне верхнего зубного ряда вправо-влево. Повторение 10 раз.
  5. Рот открывается. Кончик языка выходит за резцы с долгим проговариванием «З». Затем вдвигается в рот, прижимается к нёбу возле верхних зубов с проговариванием «З».

Далее можно приступать к основной тренировке. Способы постановки звука Р:

  1. Через «Д». Рот открывается, кончик языка прижимается к задней поверхности верхнего зубного ряда с быстрым и чётким проговариванием «Д». Далее произносится «Д» на глубоком выдохе. Постепенно должна развиться языковая вибрация.
  2. Через «Ж» с использованием логопедического шпателя. Рот широко раскрывается с тянущим «Ж», при этом язык постепенно перемещается к задней стенке верхнего зубного ряда. Под язык осторожно помещается шпатель, двигается в правый и в левый бок для создания вибрации.
  3. Через «З». Рот раскрывается, язык глубоко вдвигается, издается «з-за». Под язык кладётся шпатель, двигается в правый и в левый бок. Аналогична постановка через «З» мягкого звука «Р», но произносится «з-зи».

Главное упражнение, позволяющее поставить фонему, называется «Моторчик».

Язык прижимается к нёбу, под него вкладывается палец. Необходимо с усилием вытолкать воздух с проговариванием длинного «Д» или «Ж». При этом делать быстрые колебания пальцем под языком вправо-влево. При этом методе исправляется постановка горлового звука «Р», вибрирует в расслабленном состоянии именно кончик языка.

Фонема «Рь» появляется самостоятельно после закрепления твёрдого звучания. Для мягкого звучания согласный употребляют с гласными «И», «Ю», «Е», «Я», широко улыбаясь.

Постановка звука Р механическим способом осуществляется посредством небольшой палочки. Произносится долгий звук «З», а под языком палочка быстро двигается вправо-влево. Итог механического воздействия – раскатистое рычание.

Узнаем как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку в любом возрасте?

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? И сложно ли это? Что необходимо? Для начала нужно понять, какого рода данная проблема. В физиологии ли дело или в том, что когда-то давно вас не сводили к логопеду? Не обратили внимания на ваши проблемы с речью?

Если причина заключается в первом, то проблема, в принципе, решается просто. Ведь часто дело оказывается лишь в укороченной уздечке языка. Такой дефект легко можно исправить при помощи несложной процедуры хирургического характера. Если же причина в другом, то, вероятно, придется либо сходить к логопеду, который поможет научиться произносить слова на букву «Р», либо самому начать практиковаться в этом.

Для первого нужно просто преодолеть часто имеющийся психологический барьер, правда, как, собственно, и для второго. Ведь как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, который просто не готов к этому? Да и для человека куда комфортнее заниматься подобными упражнениями наедине с собой, нежели с кем-то другим, пусть и профессионалом в своей области.

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, если не начать с простых упражнений со скороговорками? Это позволяет вернуть правильное положение речевого аппарата довольно быстро. К тому же существуют всяческие разнообразные и доступные методики для детей, которые, тем не менее, могут использоваться в решении такой проблемы и взрослыми.

Схема его выполнения проста:

  • первый шаг: придать языку форму «чашечки»;
  • второй шаг: прижимание к нёбу кончика языка;
  • третий шаг: оттолкнуться им от нёба и с усилием произнести другую букву – «Д»;
  • во время этого нужно следить за тем, чтобы зубы были плотно сжаты, а челюсть не двигалась;
  • язык должен оставаться только вверху, а само упражнение стоит выполнять перед зеркалом;
  • четвертый шаг: чистым пальцем слева направо быстро проведите, подергивая подъязычную уздечку;
  • выполнять «Чашечку» нужно каждый день и несколько раз по 10-15 минут;
  • после многократных повторений изо дня в день должна появиться вибрация кончика языка.

Теперь вы знаете, как говорить букву «Р». Это лишь один из многих способов. Другой отличный метод: частое произношение в ускоряющемся и затем замедляющемся темпе сочетания букв «Д», «Т» и «Л», а также «Д», «Т» и «Д». Последнее нужно выговаривать, помещая язык между зубами, подобно тому, как это делают англичане и американцы, произнося «Th». Только так вы поймете, как говорить букву «Р».

Другая легкая, удобная и просто хорошая методика – это повторение многократно сложных для вас слов. В частности, с той буквой, что вы не выговариваете, то есть с «Р». Таких слов целое множество: «Рерих», «руда», «покоренный», «развернутый», «рудиментарный», «рекламируемый», «парад» и так далее.

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? Для этого необходимо огромное терпение и готовность преодолеть внутренний барьер, стоящий на пути к правильной постановке речевого аппарата. И как только все это станет возможным, результаты будут незамедлительны.

Упражнения для тренировки

Так как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку нелегко, следует начинать с самого простого. Освоить методику можно самостоятельно.

Чтобы четко выговаривать звук «р», требуется много терпения и постоянные тренировки. С логопедом или без необходимо освоить ряд упражнений. При целенаправленном подходе с каждым днем они получаются все лучше.

Автоматизация звука [Р']
Выговорить заветную букву позволят следующие упражнения:

  1. Следует ежедневно по нескольку раз в день произносить слова, в которых имеется буква «р».
  2. Для правильности произношения звука нужно тренироваться и некоторое время проговаривать «т» и «д». При этом следует добиваться наибольшей отчетливости. Таким образом вырабатывается умение держать язык в правильном положении для произношения четкого «р».
  3. Чтобы добиться четкости произношения, стоит записывать свою речь на диктофон. Прослушивая запись, необходимо учитывать допускаемые неточности.
  4. Можно воспроизводить звуки, напоминающие урчание кошки. Чем чаще делается такое упражнение, тем быстрее удается произнести желаемое «р».
  5. Чтобы научиться говорить раскатисто, следует прижимать кончик языка к верхнему небу и стараться воспроизводить несколько минут подряд цоканье.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector